Этот популярный ансамбль принято считать предтечей польского арт-рока. Образовавшись в 1965 г. в Кракове, Skaldowie на раннем этапе своей деятельности исполняли незамысловатые позитивные песенки в биг-битовом ключе с некоторым влиянием родного фольклора. Однако в творческом отношении группа непрестанно развивалась. На рубеже шестидесятых-семидесятых инструментальная палитра Скальдов являла собой комбинацию из элементов поп-/рок-музыки, джаза, фолка и классики. В 1972 г. замечательный квинтет выпускает пластинку "Krywań, Krywań", давшую начало череде прогрессивных экспериментов. Наиболее показательна в означенном контексте заглавная 18-минутная сюита, воспевающая величие Крываня - одной из живописных вершин горного массива Татры. Программа пользовалась небывалым успехом в странах социалистического лагеря, да и немудрено, ведь по сути это был мощный ответ западным симфо-рокерам калибра The Nice и Procol Harum. В саунде преобладали солидные тембры органа Hammond B3, на котором лихо играл клавишник Анджей Зелиньский. Его необычайно эффектная манера солирования вобрала в себя характерные приемы таких корифеев, как Кит Эмерсон, Рэй Манзарек и Джон Лорд. Другой отличительной особенностью звучания Skaldowie можно назвать виртуозные скрипичные партии фронтмена Яцека Зелиньского, весьма "вкусно" ложащиеся на вычурные эскапады ритм-секции (Конрад Ратыньский - бас, Ян Будзяшек - ударные) и мастерски оттеняемые гитарными проходами Ежи Тарзиньского. В 1973 году по приглашению руководства советской фирмы "Мелодия" краковчане посетили Москву. Результатом поездки стал записанный в СССР виниловый диск-гигант, озаглавленный "Скальды"... Все семь треков лонгплея включены в настоящую компиляцию, составленную сотрудниками польского лейбла Enigmatic Records (тираж отпечатан в Австрии). Пять оставшихся номеров - вещи разных лет (1970, 1972, 1973), взятые с сингловых релизов чехословацкой студии Supraphon, а также со сборников серии "Hallo", произведенных ГДРовской компанией Amiga. Сразу скажу: пьесы из "мелодиевского" цикла - самая лакомая часть обозреваемого компакта. Во-первых, четкий и качественный звук, приближенный к аудиофильским стандартам (в этом плане композиции, фиксированные немцами и братьями-славянами, проигрывают на пару порядков). Во-вторых, отечественного слушателя Skaldowie сумели побаловать не только пролонгированной на три с лишним минуты версией "Krywań, Krywań", но также и пропетыми вполовину по-русски куплетами из бодрой "Medytacje wiejskiego listonosza" (то бишь, "Размышления деревенского почтальона") и коронного хита "Prześliczna wiolonczelistka" ("Прелестная виолончелистка"), запомнившегося многим по черно-белому клипу с блистательной звездой экрана Эвой Шикульской в образе белокурой красавицы с виолончелью.
Резюмирую: яркий, интересный и достаточно разносторонний экскурс в историю талантливых представителей восточноевропейского арт-рока. Рекомендую всем, кто еще не успел познакомиться с наследием Skaldowie и жаждет новых прогрессивных открытий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий