Срок их жизни оказался недолгим: всего шесть лет. Свою единственную пластинку Uqbar воплотили на первом же году существования. Дальше были концерты, легкая ротация кадров, редкие студийные сессии и прощальная серия выступлений в декабре 2001 г. Однако след в истории они сумели оставить.
Аргентинский камерный ансамбль Uqbar обязан фактом рождения двум персонам - литературному столпу Хорхе Луису Борхесу (название проекта - отсылка к новелле "Тлён, Укбар, Орбис Терциус") и композитору/гитаристу Дарио Алехандро Диасу. Последний, будучи академическим исполнителем, втайне мечтал об экспериментальном составе. В середине девяностых случай представился. Диас основал акустический квинтет, в который также вошли Мариса Гомес (гитара), Нора Лопес (кларнет), Леандро Щелаговский (флейта) и Андрес Козел (виолончель). Задачу коллектива Дарио видел в гармоническом слиянии трех разновеликих направлений - симфонической классики, джаза и фолка. В определенном смысле идея была не нова: подобную жилу (каждый по-своему) успешно разрабатывали голландцы Flairck, американцы Oregon и др. Однако Uqbar нащупали собственный путь. По нему и двинулись, ведомые опытным звукопроходцем Диасом.
В структуре пьесы-пролога "Pytonisa" среднетемповые хитросплетения струнных и духовых образуют тонкий сонический ландшафт. Традиции регионального мелоса, оживляемые флейтой, взаимодействуют с гитарными пассажами в духе Ральфа Таунера. Ближе к середине произведения происходит смена ракурса. Мотивный слой утрачивает контуры, распадается на серию саундскейпов авангардного свойства, дабы затем вновь обрести себя в реверсивной тематической фазе. Внушительная картина-размышление "Cesare" по кондиционным параметрам не выходит за рамки профилармонического камерного сочинения. Тактическая схема маэстро Дарио реализуется здесь весьма убедительно, благо, за плечами у него серьезная школа. Интригующий опус "Rojo de España" наверняка порадует поклонников творчества Univers Zero. Диссонасные маневры гитар, кларнета и виолончели вкупе с интерсекционными отрывистыми аккордами а ля Роберт Фрипп явственно свидетельствуют: европейское авант-проговое наследие аргентинцам также не чуждо. "Fauno con trompetas" - подлинно сказочная фреска, полная теплого очарования, изящных ритмических изгибов, купающаяся в какой-то совершенно особенной атмосфере. Возвышенным финалом программы служит зарисовка "Arkangel". В ней, несомненно, ощущается стилистическое сродство Uqbar и Oregon, но южноамериканцы, на мой взгляд, менее расчетливы; в центре композиционного символизма Диаса - романтический Пегас, расправляющий крылья, устремляющийся к закатному солнцу, которое для него никогда не погаснет...
Диск дополнен тремя бонусами. Записанный в 2000-м году номер "Seireme" - комплексная фактурная мозаика на стыке chamber art'а и джаза. Ну а зафиксированные в 2001 г. "Lucila Caesar" и "Tigre mimbre" решены уже в формате дуэта (Дарио Диаз - гитара, Алехандро Канселос - кларнет), что, кстати, нисколько не умаляет их конструктивных достоинств.
Резюмирую: нетривиальный и очень любопытный релиз, предназначенный любителям художественных панорам камерного типа.
2 комментария:
El link no funciona...
Gracias por tus aportes, en verdad tienes una pagina Excelente, saludos desde México.
Gracias por su respuesta. He actualizado los enlaces.
Saludos desde Rusia!
Отправить комментарий