16 авг. 2012 г.

Rumblin' Orchestra "The King's New Garment" (2000)

Венгерская формация Rumblin' Orchestra - редкий пример музыкального семейного предприятия. Основной состав укомплектован членами клана Элла во главе с папой, органистом и композитором Белой. Его домашнее окружение (как явствует из характера заявленных инструментов) - исполнители классического толка. Гобой, флейта, скрипка, виолончель, тромбон... Однако играют эти люди не токкаты и фуги, а самый что ни на есть прогрессив-рок. Естественно, с приставкой "симфо".
Первый концептуальный "блин" оркестрантов под названием "Spartacus" (1998) получился вполне съедобным. Бела Элла довольно убедительно проявил себя в качестве творца прог-оперы, да и остальные недурственно справились с возложенной на них задачей. Поняв, что дело ладится, решили не останавливаться. И правильно, поскольку продолжение вышло на порядок интереснее и "взрослее" дебюта. Исходной темой для очередного релиза Rumblin' Orchestra послужил сюжет сказки Андерсена "Новое платье короля". Распределение сил не изменилось: за филармоническую часть отвечали представители фамилии, а рок-наполнение обеспечивали аккомпаниаторы из соответствующего лагеря. Плюс смешанный хор из восьми персон.
Введением в звучащий мир Rumblin' Orchestra выступает 18-минутный титульный эпик. Невзирая на хронометраж и гордый подзаголовок "сюита", воспринимается магнум-опус легко благодаря ярким мелодическим достоинствам. С полифоническим обрамлением маэстро Бела обращается на редкость умело. Маршевый ритм? Пожалуйста. Элегия? Нет проблем. В семидесятые не желаете ли окунуться? Тогда вот вам немножечко "Хаммонда". Если дергать за ниточки стереотипов, можно свести действо к условной формуле "The Alan Parsons Project + The Enid + After Crying". Но вряд ли такой расклад окажется верным. Тем более что в своих композиционных построениях глава семейства опирается не только на канонический арт-роковый базис, но и вдохновляется богатым наследием Ференца Листа и Иоганна Штрауса. Впрочем, любые описательные подробности заведомо проигрывают искристому колориту сочинений господина Эллы. Послушайте фантастическую "Overture Fantasy" с ее виртуознейшими оркестровыми эскападами и тончайшим вплетением цыганских дунайских мотивов или ностальгическую симфо-джазовую виньетку "Awakening"; насладитесь пышным мажорным саундом "Over the Clouds", где сквозят синти-фьюжн блики восьмидесятых. Вам представится диковинная возможность побывать на роскошном балу в старинном замке ("Dance Suite"). А если пожелаете мысленно перекинуться в эпоху триумфа клавишных прог-конгломератов а ля ELP, на авансцене тут же прорежется заводная схема "Big Run". Ароматом дворцового веселья проникнута живописная зарисовка "Merry-go-round". Оперный пафос и мощнейшая рок-энергетика соединяются в русле величественного номера "The King". Ну а эмоциональный эпизод "Farewell" с превосходными гитарными соло Ласло Хетча логично замыкает пеструю панораму.
Резюмирую: замечательная работа, способная удовлетворить аппетиты как приверженцев ретро, так и сторонников современного симфо-арта. Рекомендую.

4 комментария:

Анонимный комментирует...

покупал этот диск году в 2003 в Венгрии. держу до сих пор и держать буду. вот "альтернативная" рецензия на альбом.


Лидер группы клавишник, и его доминанта совершенна очевидна. При обилии инструментов вообще, оркестровых частей и соло других музыкантов команды, все это только оправа, дающая возможность показать себя во всем блеске кудеснику черныя и белыя клавиш (и как композитору и как аранжировщику, и как исполнителю ). Впрочем, вполне заслуженно. Мелодист Bela Ella прекрасный, аранжировщик изысканный, исполнитель добротный. Если кто-то и является слабым звеном в команде, так это ударник. Видимо все дело в том, что он единственный из основного состава, кто не носит фамилию Ella.

На мой взгляд этот альбом в первой же композиции довольно точный ответ на вопрос, что было бы если Вейкман узурпировал власть в Yes'е и реализовал свои монументальные идеи середины 70х на базе группы. Именно смешение вейкманического с йесофицированным и слышится в музыке Rumblin' Orchestra. "Симфоническое" очень органично вписано в "рОковое".... или наоборот? Нет, рока здесь, конечно, больше. И, кстати, сквозь академические пассажи пробивается довольно отчетливый "привет" Owner of a Lonely Heart.

В четвертом треке неожиданно прорезаются то ли фанковые, то ли евродисковые интонации, но подобных "веселеньких" тем и у очевидного кумира (Вейкмана) хватает даже в самых серьезных альбомах. Достаточно вспомнить салунно-кабарешные вставочки в Sir Galahad из The Myths And Legends Of King Arthur And The Knight Of The Round Table. Такие моменты уберегают музыку от излишней помпезности.

Совершенно очаровательный номер Dance Suite неожиданно отсылает нас к совешенно иному "прототипу". Здесь я услышал нечто роднящее Новое Платье Короля с симфо-джазовыми опытами Джоржа Гершвина, такими как Rhapsody In Blue и An American In Paris. Но, с другой стороны, чему удивляться. Вейкман обработал Rhapsody In Blue еще в 79году.

Далее все возвращается в лоно истинной веры тотальной вейкманизации в духе конца 70х. Вообщем, это далеко не самые скучные и печальные 72 минуты 21 секунда в жизни. Enjoy.


Марк

Сергей Уваров комментирует...

Спасибо, Марк.
Превосходный обзор. На мой взгляд, замечательно, что при прослушивании у каждого возникают собственные музыкальные ассоциации. Но и вне зависимости от проводимых аналогий этот диск прекрасен сам по себе.

С уважением,
С.

Влад Василь комментирует...

Возможно похоже на Yes. Но у меня куда сильнее возникла ассоциация с Gigue Лорда. Которая давно входит в список любимых музыкальных произведений вообще. Все же у Yes было несколько иное построение композиционное.
Очень интересный проект! Получил массу удовольствия. При всей своей запутанности, слушается альбом очень легко. На одном дыхании. Очередной раз восхищен Вашим, Сергей, умением находить истинные бриллианты.
За что, спасибо огромное!
Влад, Лика

Сергей Уваров комментирует...

Да, и с Лордом тоже можно сопоставить. Вообще, при желании сравнений найдется с избытком. И потому заниматься компаративным анализом в данном случае как-то не тянет.
Спасибо за отзыв, Влад. Очень рад, что Вам понравилось.

С уважением,
С.