Противоположности, как известно, притягиваются. И вот классический пример. Ивер Клейве (р. 1949) - выходец из культурной семьи, воспитанник Норвежской Академии Музыки, мастер игры на церковном органе. Кнут Рейершруд (р. 1961) - электрогитарист, без остатка отдающийся стихии блюза. Казалось бы, что общего у рафинированного интеллектуала Клейве с горячим пареньком Кнутом, привыкшим превращать концертные выступления в веселый балаган? Оказалось, любовь к традиции. И не только нордической. Невзирая на разницу в возрасте, эти двое одинаково чувствуют волшебную ткань мелодии. Их встреча на заре девяностых - безусловно, большая удача. Альянс земного с небесным (а именно так трактуют оба итог своего взаимовыгодного сотрудничества) всегда интересен. Свойственная Рейершруду страстность + сосредоточенная манера консерваторца Ивера превосходно дополняют друг друга. И стартовая программа дуэта "Blå Koral" отлично иллюстрирует сие.
Релиз необычен по ряду причин. Во-первых, звучание. Выбор инструментальных средств донельзя аскетичен: гитара и орган. Однако достигнутый результат можно смело считать новаторским. Это уже позднее схожей методой воспользуется гениальный Терье Рюпдаль, но пионеры, как ни крути, Рейершруд и Клейве. Акустические кондиции собора в датском городе Оденсе, где проходила запись альбома, обусловили неординарность саунд-фактуры: она обладает выраженным бинауральным эффектом. Пункт № 2 - содержание. Из представленных на диске 10 треков лишь два принадлежат перу Кнута. Остальное - обработки фольклорных мотивов, средневековых псалмов и академических сочинений XIX столетия. Сочетание удивительное и странное. Тем не менее действует идеально.
Начало - авторский этюд Рейершруда "Blåmann og koralreven". Невесомые струнные арпеджио пыльными солнечными лучиками бороздят угрюмые своды храма, неспешно струятся сквозь цветастые витражи, согревая огромное каменное помещение отголосками летнего тепла. В игровой подаче гитариста слышатся блюзовые обертоны, проглядывает морщинистая улыбка северного фолка и в то же время обозначается непретенциозная эмбиентальность. Лично мне Кнут напоминает здесь Дана Ар Браза: то же умение несколькими живописными штрихами соткать из воздуха объемную историю. Роль Ивера на данном этапе сводится к фоновой подсветке, но и она необходима для полноты восприятия картины. В пьесе "Overmåde full av nåde" затейники меняются местами: теперь соническое пространство прогибается под раскатистой мощью органных волн, тогда как Рейершруд отвечает за ритм. Барокко-блюз "Velt alle dine veie" - своеобразная дань памяти немецкому композитору Гансу Лео Хасслеру (1564-1612). Исконный норвежский наигрыш "Som den gyldne sol frembryder" в версии тандема обретает черты саундскейпа, а следом вклинивается песенка "Aint`t no grave can hold my body down", рожденная в дельте Миссисипи. В реквиеме "Min død er meg til gode" происходит постепенное нагнетание положенного по смыслу трагизма, а затем нас вновь окунают в атмосферу вздымающегося религиозного экстаза. Отдохновением от торжественных гимнов служит радушный эскиз "Vår Gud han er så fast en borg", после чего идет месса "O, bli hos meg" на тему, сотворенную британцем Уильямом Генри Монком в 1861 г. Ну а благостный финал "Luftslåtten" переливается всеми струнными оттенками благодаря таланту маэстро Рейершруда.
Резюмирую: любопытнейший музыкальный эксперимент, предназначенный пытливому разумом и чистому душой меломану. Пропускать не советую.
Релиз необычен по ряду причин. Во-первых, звучание. Выбор инструментальных средств донельзя аскетичен: гитара и орган. Однако достигнутый результат можно смело считать новаторским. Это уже позднее схожей методой воспользуется гениальный Терье Рюпдаль, но пионеры, как ни крути, Рейершруд и Клейве. Акустические кондиции собора в датском городе Оденсе, где проходила запись альбома, обусловили неординарность саунд-фактуры: она обладает выраженным бинауральным эффектом. Пункт № 2 - содержание. Из представленных на диске 10 треков лишь два принадлежат перу Кнута. Остальное - обработки фольклорных мотивов, средневековых псалмов и академических сочинений XIX столетия. Сочетание удивительное и странное. Тем не менее действует идеально.
Начало - авторский этюд Рейершруда "Blåmann og koralreven". Невесомые струнные арпеджио пыльными солнечными лучиками бороздят угрюмые своды храма, неспешно струятся сквозь цветастые витражи, согревая огромное каменное помещение отголосками летнего тепла. В игровой подаче гитариста слышатся блюзовые обертоны, проглядывает морщинистая улыбка северного фолка и в то же время обозначается непретенциозная эмбиентальность. Лично мне Кнут напоминает здесь Дана Ар Браза: то же умение несколькими живописными штрихами соткать из воздуха объемную историю. Роль Ивера на данном этапе сводится к фоновой подсветке, но и она необходима для полноты восприятия картины. В пьесе "Overmåde full av nåde" затейники меняются местами: теперь соническое пространство прогибается под раскатистой мощью органных волн, тогда как Рейершруд отвечает за ритм. Барокко-блюз "Velt alle dine veie" - своеобразная дань памяти немецкому композитору Гансу Лео Хасслеру (1564-1612). Исконный норвежский наигрыш "Som den gyldne sol frembryder" в версии тандема обретает черты саундскейпа, а следом вклинивается песенка "Aint`t no grave can hold my body down", рожденная в дельте Миссисипи. В реквиеме "Min død er meg til gode" происходит постепенное нагнетание положенного по смыслу трагизма, а затем нас вновь окунают в атмосферу вздымающегося религиозного экстаза. Отдохновением от торжественных гимнов служит радушный эскиз "Vår Gud han er så fast en borg", после чего идет месса "O, bli hos meg" на тему, сотворенную британцем Уильямом Генри Монком в 1861 г. Ну а благостный финал "Luftslåtten" переливается всеми струнными оттенками благодаря таланту маэстро Рейершруда.
Резюмирую: любопытнейший музыкальный эксперимент, предназначенный пытливому разумом и чистому душой меломану. Пропускать не советую.
4 комментария:
Estive a ouvir isto agora no YouTube, Muito bom. Vou já fazer o download. Muito obrigado. :)
Eu acho que você não será desapontado. É realmente uma bela música.
Uma música muito espiritual. Gostei mesmo de verdade. Tenho estado a ouvir no meu leitor de mp3... Adoro os sons de órgão também. Muito obrigado mais uma vez. :)
Класс! Замечательный альбом. Орган большей, правда, отодвинут на второй план, но музыка от этого не страдает. Интересное, кстати, звучание гитары. Насколько я понимаю, Рейершруд использует особый строй. Когда струны настраиваются на октаву ниже. Звук получается глубокий и по-особому "звякающий".
Отправить комментарий