6 июл. 2012 г.

A Consommer de Préférence "Élevé en Plein Air" (2006)

"Позитивный камерный оркестр". На редкость точная характеристика, данная самим себе членами инструментальной формации A Consommer de Préférence. Изобретательная музыка этих бельгийцев лежит на перепутье традиций и жанров. Тут и акустические красоты а ля Flairck, и элегантная приджазованная "цыганщина" в духе Джанго Рейнхардта, и разношерстный этнический калейдоскоп, и даже чувственное притворство, берущее истоки в области танго... Пара фраз о составе. Руководят процессом братья Оссем - Жонатан (фортепиано, композиция) и Корантен (гитара, композиция). Их верные коллеги и единомышленники - саксофонист Гийом Ван Пари, скрипачка / флейтистка Софи Байе, гитарист Симон Лаффинэ и ударник Жераль Бернар.
"Élevé en Plein Air" - дебютный релиз коллектива. Шестнадцать треков, из которых сравнительно длинных совсем немного. Но хронометраж в данном случае не имеет никакого значения. Сюжетная непредсказуемость, повышенное внимание к деталям, сочность фактуры и виртуозное исполнение - вот, что отличает творчество A Consommer de Préférence от прочих. Саунд-конструкции секстета в достаточной степени оригинальны. И это можно заметить уже по вступлению. Медитативные ближневосточные позывные скрипки, клезмерские выкрутасы саксофона, рассыпчатая перкуссия, орнаментирующая четкую дробь тарелок, изящная флейта, отрывистые фортепианные аккорды и предельно аккуратные, отточенные гитарные партии - такова схематичная картина задорной пьесы "Le Fennec Qui Court". Интерлюдия "Trhabelwet (Interstice 1)" по ряду признаков напоминает воображаемый саундтрек. Сквозь кружевной неоклассический антураж пробиваются смутно знакомые для постсоветского уха обертоны, интонационно родственные мелодиям Микаэла Таривердиева (вот хоть режьте меня, но ассоциации почему-то такие!). Тонким грустным юмором приправлена колоритная зарисовка "Milan-Venise" - одна из концертных "коронок" бэнда, дающая объемное представление об артистическом потенциале ребят. Вообще, сочетание печали с убийственно забавной абсурдистской кавалькадой - фирменная черта A Consommer de Préférence. Они умудряются быть смешными при абсолютной внешней невозмутимости. И это "бастеркитоновское" свойство живо проглядывает в таких вещах, как "Cédolabédac (Interstice 2)" или "Andrei". Порою команда впадает в ностальгическую элегийность, и тогда на свет рождаются проникновенные этюды вроде "Adanah", "Lonsa Cressu"... Но большей частью слушателя потчуют различными авантюрными кунштюками шаржированного толка - от пародийных авангардных вставок ("Shting (Interstice 3)"), невообразимого замеса из chamber-скетчей, "офранцуженных" мотивов в манере Владимира Косма и местечковых еврейских плясовых элементов ("Foelia") до шикарных фьюжн-маршрутов, близких по настроению ранним программным произведениям финнов Uzva ("La Kénapo"), и разухабистого филармонического этно-фолка ("Les Feksafets").
В общем, рассусоливать не буду. Слушайте, изумляйтесь, восторгайтесь. А главное, помните: невзирая на название проекта (в английском прочтении - "best before"), срок волшебного действия музыки не ограничен.

3 комментария:

Анонимный комментирует...

Отличная пластинка! Гармония эклектики, я бы так сказал...)) Благодарю Вас, Сергей , за очередное знакомство с музыкой самого высокого уровня.
У них, вроде, ещё есть альбом 2009 года...

Андрей Снесарев

Сергей Уваров комментирует...

Рад, что Вы оценили, Андрей.
Да, второй альбом у ребят имеется, хотя о нем и не все знают ))
Планирую в ближайшем времени осветить и его.

С уважением,
С.

Влад Василь комментирует...

Ух ты! Очень интересный альбом. Полностью построен на традициях народной музыки. Увы, такая стилистика популярной не будет уже никогда. А жаль.