6 окт. 2018 г.

Dixie Dregs "Free Fall" (1977)


Вот уже четверть века американец Стив Джей Морс (р. 1954) служит гитарным оплотом несокрушимых Deep Purple. Однако в былое время его могучая фигура чаще ассоциировалась с деятельностью культовой формации Dixie Dregs. Историю последней творили два уроженца города Огаста (штат Дорджия) – собственно Морс и басист Энди Уэст. С 1970 по 1971 г. оба рулили в команде Dixie Grit. Перебравшись для получения высшего образования в Майами, Стив с Энди недолго выступали дуэтом, а затем на базе университетской музыкальной школы сколотили Rock Ensemble II. Оригинальность саунду во многом придавало наличие в коллективе скрипача Аллена Слоана. И эту козырную карту парни разыгрывали весьма умело: благодаря виртуозным партиям ведущих струнников Rock Ensemble II пользовался успехом у студенческой аудитории. Позже название сменили на Dixie Dregs, и к 1975-му сложился костяк группы: Морс (гитара), Слоан (скрипка), Уэст (бас), Род Моргенстайн (ударные). Сущей проблемой на протяжении всего жизненного цикла DD оставалась лишь ситуация с клавишниками. По первости органом и синтезатором заведовал Марк Пэрриш. Эстафету от него принял Фрэнк Джозефс, с которым команда записала дебютный LP "The Great Spectacular" (1975), выпущенный ограниченным количеством копий. А при работе над альбомом-бестселлером "Free Fall" обязанность синтезиста выполнял сессионный умелец Стив Давидовски. Впрочем, освещать кадровые перипетии – затея тоскливая. Предлагаю перейти непосредственно к музыке.
Точка отсчёта – заглавная вещь с её расслабляющей фьюжн-атмосферой и типичной для штатовских бригад беззаботностью. В зарисовке "Holiday" квинтет соединяет кантри-мотивы с прогрессивными симфо-тенденциями и небанальными морсовскими соло; тут уже имеет смысл говорить об определённом стилевом родстве с кудесниками из Kansas. Отутюженный контрапунктом мажорный джаз-рок "Hand Jig" совершенно не добавляет серьёзности общей картине, зато отменно создаёт настроение. Этюд "Moe Down" – идеальная иллюстрация на тему ковбойского родео; натуральный фолк-вестерн с банджо, фиддлом и салунными фортепианными экзерсисами. Перелом наступает с вводом в структуру боевика "Refried Funky Chicken": мощный фуззовый хард, электроскрипичные вензеля, басовая слэп-толщинка и разбитные ударные в совокупности образуют исключительно живописную панораму. Проникнутая мечтательными пассажами лирическая миниатюра "Sleep" – не более чем демонстрация возможностей гитарного синтезатора в ловких руках волшебника Стива. Но по-настоящему интересной и новаторской выглядит конструкция "Cruise Control": нестандартные размеры, неожиданные проклассические репризы и загадочные мелодические штрихи воплощаются здесь с умопомрачительной техникой и потрясающей скоростью; нет, недаром мастеровитые Dream Theater позаимствовали из неё основной рифф для трибьют-коллажа "The Big Medley" (диск "A Change of Seasons"). "Cosmopolitan Traveler" – очередная смешливая безделица, чья фактура напрямую зависит от драйвовых пассажей Аллена. В "Dig the Ditch" компаньоны с явным удовольствием пробавляются наваристым фьюжн-фанком. Далее происходит очаровательное комплексное безумие под соусом "Wages of Weirdness". Завершается же действо камерной акустической фантазией "Northern Lights" – своего рода экзаменом для Стива, подтверждением его композиторской зрелости.
Резюмирую: яркий и привлекательный художественный акт, положивший начало серии отличных релизов под маркой Dixie Dregs.

Dixie Dregs

3 комментария:

Анонимный комментирует...

Еще раз убедился, что все же Deep Purple мне больше по душе )))
Работа, безусловно, хорошая. Но не зацепило. Не нашел в ней чего-то, что сделало бы релиз уникальным. Или, хотя бы, особенным. Хотя, претензий к исполнителям тут быть не может. Во всем остальном - дело вкуса.

Влад

Сергей Уваров комментирует...

Да их и не стоит помещать в один ряд с Пёпл: разные весовые категории и практически несовместимые жанры.

Unknown комментирует...

Замечательные музыканты. Все альбомы в коллекции. Темно Лиловые ???? Действительно зачем сравнивать.