21 окт. 2018 г.

Ian Anderson "Divinities – Twelve Dances With God" (1995)


Ветеранский статус Иэна Андерсона – очевидная фикция. Ведь за десятилетия пребывания в мире мелодий легендарный артист не утратил охоты к автоэкзаменовке. Яркий пример – вторая сольная пластинка маэстро. Верным поклонникам Jethro Tull "Divinities" вряд ли придётся по вкусу, поскольку не рок, не фолк, не прог, и вообще чёрт знает что такое. Доблестный британский идальго Иэн не убоялся хождения на условно академическую территорию. При пособничестве оруженосца – пардон, органиста JT Эндрю Гиддингса он позволил себе причаститься совершенно иных сонических таинств. Концептуальный посыл альбома определяется фразой "по странам и континентам в поисках чудесного". Музыкальную кругосветку Андерсона нет смысла приравнивать к восторгам впечатлённого разнообразием планетарных ландшафтов пенсионера. Расклад здесь по большей части культурологический и вполне предметный: ритуальные танцы как метод прикосновения к трансцендентному. Но даже в музыкально-философическом угаре жизнелюбивый английский озорник не в силах выйти за пределы земных страстей, оборвать связи с вскормившей его природной стихией. Ибо кто ещё, если не главный рок-менестрель 1970-х, может законно претендовать на современную ипостась лукавого бога Пана? И кому же, собственно, как не ему, пристало разбираться в тонкостях горно-дольних взаимоотношений? Естественно, композиторским способом, но с принципиально отличным от прежнего арсеналом выразительных средств.
Первый в дюжине сказочных эпизодов – кельтский этюд "In a Stone Circle" – удивляет нью-эйдж-атмосферой, разреженной чистотой саунда. Деликатные флейтовые партии мастермайнда сопровождаются клавишной оркестровой подсветкой Гиддингса и журчанием арфы в исполнении Рэнди Уигз. Комплект нехарактерных для нашего героя пьес продолжает вещица "In Sight of the Minaret". Вопреки названию, ничего сугубо восточного тут почти не улавливается. Лишь ближе к развязке дядька Иэн выдаёт щегольски виртуозную трель, а так – фактически камерный необарочный рисунок традиционного типа с обязательным клавесином в придачу. Базирующийся на сочетании трогательного юмора с пафосной полифонией эскиз "In a Black Box" неплохо вписался бы в какой-нибудь душещипательный мультфильм на правах саундтрека. Киношным потенциалом обладает и "In the Grip of Stronger Stuff". Андерсон по-цирковому, с явным удовольствием жонглирует эмоциями, демонстрируя пластичность авторской фантазии. Тихий лиризм фазы "In Maternal Grace" сменяется вдохновенной кавалькадой "In the Moneylender's Temple", где сквозь орнаментально-филармоническую вязь пробиваются свойственные Талл нотки. Прелестный романтизм старомодного фасона ("In Defence of Faiths") оттеняется драматической фреской "At Their Father's Knee", после которой этнические опыты уровня "En Afrique" кажутся чем-то поистине смелым. Щемящие предзакатные красоты "In the Olive Garden" Иэн ставит в очередь с насыщенными коллизиями опуса "In the Pay of Spain", опять же выстроенного по канонам кинематографического закадрового повествования. Завершает серию интригующее 8-минутное полотно "In the Times of India (Bombay Valentine)", в чьей причудливой гамме многоликий мистер Андерсон ловко задействует бамбуковую флейту с её колоритным специфическим тембром.
Резюмирую: довольно необычный (применительно к фигуре лидера JT) инструментальный вояж и единственный в творческом наследии Иэна художественный акт из разряда "new classics". Любить "Divinities" или не любить – пусть каждый решает самостоятельно. Но ознакомиться с ним будет не лишним.


Ian Anderson

4 комментария:

Анонимный комментирует...

Обязательно послушайте! Да, это не рок, не джаз и вообще не пойми что такое. Можно назвать как угодно, но альбом заслуживает внимания и даже изучения. При том, что его никак нельзя назвать вершиной творчества Андерсона. Скорее его стоит рассматривать как хорошую, глубокую исследовательскую работу. И, как результат, хорошая защита диссертации.
Кому-то будет интересно покопаться в стилистических отличиях этнической музыки. Кто-то уделит внимание идеальной технике игры Мастера. А кто-то плюнет на все это и получит удовольствие от прекрасной музыки, не заморачиваясь какими-либо нюансами.
Хороший, не грузящий альбом. Под него легко отдохнуть душой.

Влад

kneht комментирует...

В сущности как мы вообще оцениваем музыку?
Предположу, что очень по-разному, В соответствии со своим личным устройством. У кого-то более математическо-логический склад, у другого более эмоциональный, кто-то воспринимает перспективностью, кто-то цельностью, кто-то экзерцициями... Перечень обширен.
Посему данное творение может также восприниматься разно.
Скачал, многократно слушал, не нашел тут ничего для себя, ибо воспринимаю скорее цельно, нежели нюансно.
Безусловно работа профессиональна, конечно искусна, однако это что-то типа зачета по лабораторной. Сдал и ладно.
Не цепляет. Меня лично, безусловно.
Кто воспринимает детали, топу бузусловно должно понравиться.

Да и вообще Yes - команда нюансная, цельного у них маловато. Скорее увлечение экспериментами, которое с возрастом переросло в традицию стандартных приемов, уже и не экспериментов нифига. (как я их, однако ))))

Сергей Уваров комментирует...

А вот Yes тут совершенно ни при чём. Вы, уважаемый Khent, перепутали двух Андерсонов. Речь в данном случае об Иэне (Ian Anderson) – лидере Jethro Tull. И такой альбом для него куда как нетипичен практически по всем показателям. Именно поэтому мне показалось любопытным осветить скрытую до определённого времени грань его неиссякаемого таланта.

kneht комментирует...

Точно!
Что-то на старости лет Андерсены переплелись в кучу. Хорошо, что Ганса Христиана в пример не привел.
Замкнуло, однако ((((
Вокалиста с высоким голосом и флейтиста на одной ножке перепутать... Мдя.
Но может быть музыка из этого альбома оказалась ближе к Yes, нежели к Jethro Tull?..
Странный заскок.
Что-то для памяти надо пить начинать. Коньяк или сухой херес? )))