Француз по факту рождения, Франк Дервьё (1932-1975) обрел известность и смерть в Канаде. В Квебек он переселился уже опытным музыкантом. Без труда вошел в тамошнюю культурную жизнь и вскоре сделался пианистом (по совместительству - руководителем оркестра) у поп-шансонье Жан-Пьера Ферлана. В шестидесятых поочередно ездил в гастрольные туры с поющими актрисами Полин Жюльен и Моник Лерак. Однако к концу декады порядком подустал от медоточивых откровений. К тому же врачи диагностировали у Франка неоперабельную раковую опухоль. И это событие кардинально изменило всю его философию. В 1971 г. Дервьё объединил под своим крылом молодых талантливых аккомпаниаторов (будущих участников Contraction), с которыми претворил в реальность единственную сольную пластинку "Dimension ‘M’".
С сюжетной точки зрения диск опирается на идеи палеонконтактов человечества с внеземными цивилизациями. Более модного веяния тогда попросту не существовало. По миру шумно гремело имя Эриха фон Дэникена, прельстившего общественность фантастическими теориями. Увлечение эзотеризмом не миновало и Франка. Хотя "крестным отцом" альбома сам он называл другого "специалиста" по тайнам мироздания - писателя Робера Шару. Учения о сгинувших в небытии легендарных материках, концепция "хромосомных клеток памяти" и прочие неортодоксальные вещи занимали в содержании лонгплея соответствующие ячейки. Впрочем, куда важнее для мастермайнда казалась мысль о бессмертии искусства. И пресловутое Измерение 'М' - пространство, наводненное духовными пульсациями художников, композиторов и поэтов прошлого, неиссякаемый источник чистого вдохновения для иных генераций.
Звуковая картина релиза неоднородна. "Ленту Мёбиуса" в титульной пьесе Франк (орган, фортепиано, электропиано) раскручивает при активной поддержке друзей - басиста Ива Лаферье, гитариста Мишеля Робиду, перкуссиониста Мишеля Сегюна и ударника Кристиана Сен-Роша. Эфемерный вокализ мадемуазель Кристиан Робишо исчезает где-то на стадии старта, а взамен действо наполняется миксом из неоклассических пассажей, джазовой психоделии, иллюзорных этнических миражей и черт знает чего еще. Воскрешение ландшафтов Атлантиды ("Atlantide (-15,000)"), по замыслу автора, протекает сквозь призму мудрого взора великого Ференца Листа (именно его маршевая тема заложена в фундаменте симфо-джазового опуса). Основу же мистической фрески "Hyperboree, Civilisation ‘Un’" составляет вольная интерпретация "Токкаты и фуги" Габриэля-Мари Гровле (1879-1944). Ракурсы тут на редкость изменчивы - от атмосферной фьюжн-манеры до обильного игрового пианизма. Межстилевую мозаику трека "Concerto Pour Des Mondes Disparus", посвященного секретам Баальбека и Мачу-Пикчу, раскусить также непросто. Дервьё в компании близких людей забавляется соническими шарадами, заставляя внимание слушателя с лихорадочной скоростью переключаться меж диковатым наслоением саунд-эпизодов. Просветление наступает под занавес. Но здесь свое веское слово произносит дуэт лидеров Contraction. Благодаря композиторской щедрости Ива Лаферье и Робера Ляшапеля в канве программы проступают четкие контуры этюдов "Orejona, Mater" (мечтательный океанический закатный джаз) и "Present du Futur" (необарочный прог-рок), в коем Франк примеривается к камзолу космического маэстро Баха...
Итог: превосходный мелодический сталагмит, одиноко высящийся средь других, не менее породистых, но отличных от него арт-изваяний. Штучный экземпляр. Пропускать не советую.
8 комментариев:
Sergei! Obrigado por mais este excelente disco. :)
Parece música ao estilo dos Contraction. :)))
Adoro. :)))
Sergei. Estive a ver no Site Progarchives a discografia dos Contraction. Consegues arranjar os três CD's que me faltam?????
Jacques Blais - Thèmes
Yves Laferriere - Yves Laferriere
Yvan Ouellet - Le Chant des choses
Luciano, eu não entendo muito bem a sua pergunta. Disco Jacques Blais tem um blog. E os outros dois na minha coleção não estão disponíveis.
Já baixei o Jacques. Obrigado, amigo.
Você é bem-vindo, amigo)
Спасибо, Сергей! Но сталактит... Всё таки вниз :)
Все время путаю сталактиты со сталагмитами... ))
Спасибо за замечание. Поправлю.
Отправить комментарий