Похоже, от морской тематики Кетилю Бьорнстаду вовек не откреститься. Но, как всякий настоящий норвежец, он даже рад подобному обстоятельству. В конце концов, где еще найдешь столь неисчерпаемую тему для творчества? "Water Stories" (1993), "The Sea" (1994), "The Sea II" (1998)... В ту же цепочку (включая лирическое отступление в виде пластинки "The River", 1997) превосходно укладывается "Seafarer's Song". Имагинативный вояж под северным небом предпринят капитаном Кетилем (фортепиано, клавишные) при поддержке "звездного" экипажа. Правда, на сей раз без Дарлинга, Рюпдаля и Кристенсена. Зато в окружении других удивительных личностей: шведов Сванте Хенрисона (виолончель) и Пара Линдвалля (ударные), гитариста Эйвинда Орсета, басиста Бьорна Хьеллемюра и трубача Нильса-Петтера Мольвара. Вокальные партии - разговор особый. Для их исполнения Бьорнстад пригласил дивную певицу Кристин Асбьорнсен, неоднократную победительницу национальных музыкальных конкурсов и просто очаровательнейшую женщину огненно-рыжей масти. В общем, профессионал на профессионале. У таких "середнячка" не может быть по определению. И "Seafarer's Song" с блеском подтверждает гипотезу.
Чайки, волны, протяжный стон ветра... Холодные камни и низкая пелена снеговых облаков... Титульный номер - абсолютное звуковое воплощение нордического пейзажа. Меланхолия струнных тонет в атмосферных пассажах трубы. Вкрадчивые аккорды фоно отзываются призрачным электронным эхом. И все это вместе сродни изумительному сновидению, от чар которого избавиться не так-то легко. Впрочем, шаманы сами знают, когда следует выводить жертву из транса. "He Struggled to the Surface" на стихи Гомера ("Одиссея", песнь пятая) - необходимый элемент встряски. Ровная ритмика Пара и Бьорна, хрипловатый магнетический голос Кристин, саундскейпы Эйвинда и Кетиля + солидный тембр виолончели усатого молчуна Сванте. "Dying to Get to Europe" - образец странноватого синтеза (условно обозначим его "поп-фьюжн"): идиллическая вокальная картинка сменяется нашествием невообразимых запилов Орсета из серии "пленных не брать" (если бы Боб Фрипп играл хард-рок, вероятно, получалось бы нечто аналогичное). А дальше... О, дальше нас ждет ethereal jazz "Orion" притягательного свойства, воскрешающий настроение цикла "The Sea". Если разметить структуру словесным пунктиром по диагонали, то узрим мы вот что: 1) "Tidal Waves" по окончании песенной части оборачивается роскошной струнной дуэлью Сванте и Эйвинда (проигравших в ней заведомо нет); 2) "How Sweet the Moonlight Sleeps Upon This Bank" - камерная баллада, основанная на лирике Шекспира из 5-го акта "Венецианского купца"; 3) духоподъемный инструментал "Navigator" внушает светлый джазовый импульс; 4) "The Beach" - мерцающий далекими огнями фьюжн-эмбиент родом из арктических широт; 5) "Dreaming of the North" - ядреная хаос-джаз-психоделия с атрибутами электронного транса и примесью агрессии; 6) "When Police Came They Also Hit Me" - chamber-эскиз, где формально верховодит Кристин, но "теневым кардиналом" выступает уникальный Нильс-Петтер Мольвар; 7, 8) "I Many Times Thought Peace Had Come" / "Night is Darkening Around Me" - отголоски галантного века (тексты Эмили Дикинсон и Эмилии Бронте), транслируемые сквозь призму модерна.
Итог: затейливая соническая комбинация, разыгранная мастерами на потребу искушенной публике. Глубокий и крепкий художественный акт, достойно несущий знамя скандинавского фьюжн-арта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий