14 окт. 2012 г.

Diabolus "Diabolus [High Tones]" (1971)


Информация о них скудна и местами грешит неточностями. Утверждается, например, что британская команда Diabolus по причине незаметности на родине переместилась в Германию, где снискала признание и успех. На деле все обстояло иначе. Квартет возник в Оксфорде с подачи братьев Хэдфилдов - Джона (лид-гитара, вокал) и Энтони (бас, вокал). Необычный оттенок внешнему облику Diabolus придавало наличие ударника-немца (Эллвуд фон Зайболд). Но данное обстоятельство вряд ли кого-то смущало. В 1971 году на базе лондонской студии Sound Techniques парни записали программу "High Notes". Однако по "коммерческим причинам" местные лейблы отказали материалу в праве на издание. Зато подсуетились инициативные товарищи из Дойчланда. Франкфуртская компания Bellaphon Records "штампанула" диск аж в двух вариантах: виниловый релиз 1971-го года вышел без прямого указания на "паблишера" (значок скрывался под упаковкой), тогда как на конверте лонгплея образца 1972-го года гордо красовался беллафоновский логотип. Члены бэнда узнали об авантюрной операции лишь спустя четверть века. Посовещавшись, музыканты выкупили авторские права на собственное аудио-наследие, и в 2004 г. единственный альбом Diabolus предстал перед слушателем в формате CD. Факт, безусловно, радостный, поскольку без этого художественного акта история европейского прото-прогрессива была бы не полной.
Вступительный номер "Lonely Days" любопытен нестандартным набором приемов. Здесь нос к носу сошлись отголоски биг-бита, импровизированные соло на хард-роковой основе и пасторальные мелодические откровения в духе ранних Jade Warrior. Сочетание убийственное, но умельцы из Diabolus играючи расправились с откровенно эклектичными саунд-схемами. Этюд "Night Clouded Moon" - вещь кардинально иного пошиба. В мастерски переработанной Джоном Хэдфилдом народной песенной зарисовке идеально воплотились душевное многоголосие под гитарный акустический перезвон, обильно-разноликое флейтовое наполнение от Филипа Ховарда (также - тенор-саксофон, орган, фортепиано, вокал) и затейливые ритмические "коленца". Ну, а сравнения напрашиваются сами собой: Jethro Tull - и точка. Коллективное сочинение "1002 Nights" являет другую ипостась Diabolus: арт-фолк идет рука об руку с хардом и джазом; причем в завихрениях сакса маэстро Ховарда обозначаются контуры для будущего хита Стинга "Englishman in New York". Триумвират ренессансных мотивов, ритм-энд-блюзовой несущей платформы и точеных хэви-риффов торжествует в комплексном пространстве трека "3 Piece Suite". В схожей чудаческой манере решена и композиция "Lady of the Moon", разве что меняющийся темповый рисунок периодически обогащается элементами прото-диско (только представьте себе совместный джем Gryphon и Santa Esmeralda!; хотя для этого никакой фантазии не хватит...). "Laura Sleeping" - удачный эксперимент по сращиванию галантной средневековой поэзии с фьюжн-прогом. Лирическим базисом здесь выступает стихотворный текст Чарльза Коттона (1630-1687), адаптированный Хэдфилдом к использованию в конкретных целях. "Spontenuity" - маленькое групповое сумасшествие а ля Tull meets jazz. Да и в ярком финале "Raven's Call" с его контрастными гиперскачками меж балладностью и мозговым прогрессивным штурмом аналогично попахивает креативным безумием.
Резюмирую: шикарный представитель музейного рок-жанра, остающийся актуальным и поныне. Очень рекомендую.  

2 комментария:

Анонимный комментирует...

Obrigado Sergei. Estou a ouvir Diabolus agora neste momento. ;)

Сергей Уваров комментирует...

Escuta feliz, Luciano)