Титус Гроан - персонаж одноименного романа (1946) английского писателя Мервина Пика (1911-1968), положившего начало фундаментальной трилогии о Горменгасте. В Западной Европе это произведение давно завоевало культовый статус, окружив себя преданной армией поклонников. Одним из восторженных почитателей литературной саги являлся молодой музыкант Джон Ли. Когда в 1968 г. парню втемяшилось в голову учредить собственный бэнд, вопрос с названием решился мгновенно. С полгода ушло на стабилизацию состава, который в конечном счете стал выглядеть так: Стюарт Кауэлл (клавишные, гитара, вокал), Джон Ли (бас), Тони Пристленд (саксофон, флейта, гобой), Джим Туми (ударные). Надо сказать, в стилистическом отношении группа росла как на дрожжах (что особенно заметно по бонусам). Если в семидесятом четверка с энтузиазмом "нарезала" приджазованный ритм-н-блюзовый попс, то изданный позже полноценный лонгплей содержал изрядно "повзрослевший" материал, исполненный со знанием дела.
Хард-блюзовое наследие прошлого "аукается" в стартовом номере "It Wasn't for You": ритм-секция здесь работает в весьма характерном ключе, однако мощные брассовые партии выводят структуру на уровень крепкого фьюжн-сочинения. Эпическая 12-минутная пьеса "Hall of Bright Carvings" включает в себя множественные оттенки прог-спектра - от намеченных пунктиром фольклорных интонаций до вкуснейшего залихватского джаз-рока, сдобренного эпизодическими напевными хоралами. Флейта, гитара и орган образуют своего рода драматическую триаду в проникновенной фреске "I Can't Change", отличающейся резкими, но удивительно продуманными сменами настроения: меланхолия + просветленный мажор, соединяющий биг-битовый бэкграунд с бессловесными "пабабадам", присущими, в частности, комедийным саундтрекам румыно-французского маэстро Владимира Косма. "It's All Up with Us" - мотивная история, без лишнего напряга излагаемая в приятной джаз-артовой манере; и лишь ближе к завершению композиции Titus Groan ускоряют темп, изображая коллективное "скатывание с катушек". Впрочем, подобная псевдо-хулиганская выходка нисколько не портит общее впечатление от звукового рисунка. И вот финал, энергичная вещь "Fuschia", выдержанная в русле британского прото-прога тех лет, частично напоминающая опусы соплеменников - Jody Grind.
Вышедшую на лейбле Dawn пластинку встретили с интересом. И казалось, нет преград для восхождения к вершинам успехам. Но усилившаяся конкуренция расстроила виды наших героев на дальнейшую совместную деятельность. Кауэлл сперва метнулся под крыло к Полу Бретту, после играл с Алексисом Корнером и другими артистами. Ударник Туми в интервале с 1978 по 1980 гг. трудился в new wave формации The Tourists за компанию с Энни Леннокс и Дэйвом Стюартом. Судьба двух оставшихся членов ансамбля, к сожалению, неизвестна.
Что же касается непосредственно Titus Groan, то их творчество я искренне рекомендую любителям типично английского раннего арт-рока на джазовой основе.
Хард-блюзовое наследие прошлого "аукается" в стартовом номере "It Wasn't for You": ритм-секция здесь работает в весьма характерном ключе, однако мощные брассовые партии выводят структуру на уровень крепкого фьюжн-сочинения. Эпическая 12-минутная пьеса "Hall of Bright Carvings" включает в себя множественные оттенки прог-спектра - от намеченных пунктиром фольклорных интонаций до вкуснейшего залихватского джаз-рока, сдобренного эпизодическими напевными хоралами. Флейта, гитара и орган образуют своего рода драматическую триаду в проникновенной фреске "I Can't Change", отличающейся резкими, но удивительно продуманными сменами настроения: меланхолия + просветленный мажор, соединяющий биг-битовый бэкграунд с бессловесными "пабабадам", присущими, в частности, комедийным саундтрекам румыно-французского маэстро Владимира Косма. "It's All Up with Us" - мотивная история, без лишнего напряга излагаемая в приятной джаз-артовой манере; и лишь ближе к завершению композиции Titus Groan ускоряют темп, изображая коллективное "скатывание с катушек". Впрочем, подобная псевдо-хулиганская выходка нисколько не портит общее впечатление от звукового рисунка. И вот финал, энергичная вещь "Fuschia", выдержанная в русле британского прото-прога тех лет, частично напоминающая опусы соплеменников - Jody Grind.
Вышедшую на лейбле Dawn пластинку встретили с интересом. И казалось, нет преград для восхождения к вершинам успехам. Но усилившаяся конкуренция расстроила виды наших героев на дальнейшую совместную деятельность. Кауэлл сперва метнулся под крыло к Полу Бретту, после играл с Алексисом Корнером и другими артистами. Ударник Туми в интервале с 1978 по 1980 гг. трудился в new wave формации The Tourists за компанию с Энни Леннокс и Дэйвом Стюартом. Судьба двух оставшихся членов ансамбля, к сожалению, неизвестна.
Что же касается непосредственно Titus Groan, то их творчество я искренне рекомендую любителям типично английского раннего арт-рока на джазовой основе.
5 комментариев:
Отличная команда! Имеется в коллекции виниловое переиздание 2003 года на "Акарме",звучит весьма достойно.
Представляю, как звучит оригинал!
Давно знаю эту группу! Одна из любимых записей(на стыке 1960-70 х годов),что я слышал у англичан... Кстати есть ли связь Titus Groan и группы Still Life (которые выпустили сингл в 1968 году What did we miss?)авторство вещей участников будущих Титус Гроан( Toomey. Cowell) или это другая группа Still Life.не та что выпустила одноименный шедевр в 1971 году ?
Спасибо за отзыв.
Касательно Still Life Вы абсолютно правы. Это тот самый квартет, что вошел в историю британского прога с единственной пластинкой 1971 года. А What Did We Miss - один из треков их старт-сингла. Авторами значатся Джим Туми и Стюарт Кауэлл (правда, непосредственного отношения к записи они не имели). Кстати, Кауэлл играл на альбоме "Jubilation Foundry" фолк-прогеров Paul Brett's Sage. Туми тоже сотрудничал с Полом Бреттом на его первом сольнике. Помимо прочего в активе Джима деятельность в коллективах Колина Блунстоуна, Джона Т. Фишера, The Sadista Sisters, The Tourists и других составах.
Спасибо. Джим Туми играл и у Кена Хенсли на альбоме Фрее спирит(1981)! А Кауэлл ещё засветился на альбоме Шизофрения(1972) у Саги .Пола Бретта... да.было время..........
Спасибо. Джим Туми играл и у Кена Хенсли на альбоме Фрее спирит(1981)! А Кауэлл ещё засветился на альбоме Шизофрения(1972) у Саги .Пола Бретта... да.было время..........
Отправить комментарий