30 сент. 2010 г.

Autumn "Oceanworld" (1977-1978; 1999)

Пути этой замечательной британской четверки пересеклись в 1974 г. в городе Портсмут. Органист Ник Магнус и ударник Робби Добсон к тому моменту готовились влиться в концертирующий состав новорожденного рок-оркестра The Enid. Два других музыканта - гитарист Марк Истон и басист Стив Хофф - глобальных планов не строили, предпочитая довольствоваться малым. В общем, парни встретились, поговорили, поджемовали и... расстались. Чтобы спустя несколько лет под незамысловатой вывеской Autumn объединиться на более долгий срок.
36-минутный релиз "Oceanworld" - единственное творческое свершение инструментального квартета, которым они отметились в истории прогрессивного рока. Четыре полноформатных пьесы + короткая реприза писались в два подхода: основная часть программы была зафиксирована на мастер-ленту 21 сентября 1977 г. Оставшиеся полторы композиции - 28-29 мая 1978 г. Активно гастролирующие Магнус с Добсоном не имели возможности засиживаться в студии. И лишь благодаря исключительным профессиональным навыкам пара отработала материал со стопроцентной отдачей, фактически с первого дубля. Да и менее занятые коллеги оказались отнюдь не дилетантами. "Oceanworld" - это щедро расцвеченный нюансами виртуозный симфонический прогрессив с легчайшим оттенком стилистики фьюжн проамериканского образца. Титульный эпик - событийно богатое полотно, сотканное из множества мелодических схем. Клавишные аранжировки маэстро Ника на диво схожи с оными у Happy The Man эпохи "Death's Crown". Стоит отметить, что и уровень мастерства ансамблистов кажется не слабее. Предельная комплексность содержания (переменчивая ритмика; сюжетно оправданные эпизодические реверансы в сторону электронных нью-эйдж традиций; изысканные, ласкающие слух гармонии etc.) красноречиво свидетельствует о мощном нерастраченном потенциале всех членов коллектива. Пролонгированные опусы "Some Like It Crunchy" и "Little Finger Exercise" украшены классического толка клавишными пассажами Магнуса (сказывается Enidова школа!), особенно неплохо взаимодействующими с подвижным басом Хоффа и 12-струнными акустическими аккордами гитариста Истона. Привычные для жанра орган "Хаммонд" и меллотрон тут отсутствуют напрочь. И это вполне закономерно для поздних семидесятых: в моде синтезаторы, а потому черно-белая линейка рабочих агрегатов Ника включает пиано марки Fender Rhodes, Hohner Clavinet D6, Vox String Thing и Mini Korg 700. Отсюда любопытное тембральное разнообразие палитры. Ударник Добсон, помимо стандартной установки, пользуется всяческими перкуссионными "прибамбасами" (разномастные колокольчики, треугольник, тамбурин и бог ведает что еще), внося весомый вклад в общую полифоническую копилку. Интеллигентность Camel, помноженная на изобретательность Gryphon, "пространность" Tangerine Dream и отчетливый сонатный базис - таковы условные ориентиры данного мини-альбома.
Резюмирую: чудеснейший пример игрового арт-рока самой высокой пробы. Советую ознакомиться.

28 сент. 2010 г.

High Tide "Sea Shanties" [plus 5 bonus tracks] (1969)

Конец 1960-х обозначил приближение того арт-рокового половодья, что тремя годами позже захлестнет всю Великобританию и добрую часть Западной Европы. Крепкие, непохожие друг на друга дебюты молодых групп овладевали умами слушателей, готовя почву к последующему культурному прорыву. Одними из провозвестников новой музыки явились четверо английских джентльменов, вошедших в историю прогресивного рока под названием High Tide. Квартет, ведомый опытным гитаристом Тони Хиллом, сделал ставку на весьма необычную мегастилевую комбинацию, составившую основу пластинки "Sea Shanties". Неимоверный микс из элементов психоделии, фольклорных вкраплений и вязкого прото-металла почти что doomовой закваски (за год до выхода первенца Black Sabbath, прошу заметить!) буквально ошеломил публику. И даже сейчас, сорок лет спустя, нельзя не восхититься смелостью создателей альбома.
Открывает звуковое нашествие навороченная пьеса "Futilist's Lament" с грязновато-скрежещущими жесточайшими гитарными риффами и отстраненным вокалом фронтмена Хилла. Хардовые поползновения лидера искусно орнаментируются замысловатыми вензелями скрипача Саймона Хауза (позднее местом его постоянной дислокации станет культовая команда Hawkwind), а также умело поддерживаются дружной ритм-секцией (Питер Павли - бас, Роджер Хадден - ударные). В пролонгированном опусе "Death Warmed Up" брутальный маховик High Tide раскручивается на полную катушку: обожаемые маэстро Хиллом эффектные wah-wah экзерсисы вступают в скоростное соревнование с изумительными струнными пассажами не на шутку разбушевавшегося Саймона. Про ударника с басистом и вовсе молчу: эти ребята наяривают свои партии так, словно предчувствуют скорое наступление Апокалипсиса. Далее - небольшой этюд "Pushed, But Not Forgotten". Его обманчиво-неторопливая мелодика садистически передергивается несколькими коварными сбивками в предельно дисторшированном ключе. "Walking Down Their Outlook" - яркий пример изощренной комплексности: тут и отголоски традиционных фолк-баллад, и фрагментарное использование классических камерных приемов, и суровая фузз-подача невозмутимого дядюшки Тони. "Missing Out" напоминает вывернутый наизнанку блюз-рок, максимально ершистый и при том изрядно "окисленный". Финальная вещь "Nowhere" подводит логический итог нашпигованному как-будто бы взаимоисключающими деталями саунд-путешествию: траурный певческий настрой Хилла соседствует с бесподобными инструментальными прогрессиями - напористыми, но не лишенными приятной мотивности.
В бонусах, помимо парочки "демок", особо обращает на себя внимание "боевой" бессловесный эпик "The Great Universal Protection Racket", издевательски обыгрывающий обширный пласт разнопородных музыкальных жанров. Ну, а духовным "близнецом" означенного номера выступает замыкающий картину инструментал "Time Gauges", бесцеремонно стирающий любые видовые границы.
Резюмирую: нетленная классика раннего британского прог-рока, и необходимое прибавление в коллекцию каждого меломана. Настоятельно рекомендую.

25 сент. 2010 г.

Lady Lake "No Pictures" (1977)

Вначале были Session – молодая блюзовая команда из голландского городка Девентер. На ее основе в 1973 и образовалась формация Lady Lake (название, кстати, позаимствовано с одноименного альбома шотландских арт-рокеров Gnidrolog). Несколько лет кряду ребята оттачивали мастерство на площадках родного города, изредка выбирались на различные музыкальные фестивали, преимущественно джазового толка (ориентирами на тот момент им служили ансамбли "кентерберийского" звена, в первую очередь Soft Machine и Caravan). По мере профессионального роста и под влиянием периодических изменений в составе участники LL постепенно отходили от психоделической фьюжн-стилистики в иную, тяготеющую к классической сонатной форме область рок-искусства. Наконец, в октябре 1977 в студии Platent был записан первенец Lady Lake, долгие десятилетия остававшийся их единственной официальной пластинкой.
"No Pictures" – образец в высшей степени привлекательного, довольно мягкого и практически всецело инструментального (исключение – два трека из восьми) симфонического прогрессива. Именно здесь наболее полно раскрылось тонкое мелодическое чутье создателей материала, со временем превратившееся в отличительную особенность группы. Однако это не легковесность на грани заигрывания с мейнстримом, присущая, скажем, другим голландцам – Kayak. Lady Lake умудрялись звучать негрузно, но в то же время свежо и энергично. Движущая сила команды – гитарист Фред Розенкамп одинаково блестяще использовал широкие возможности электрического саунда и благородство оттенков классической камерной акустики. А уж гармоническое взаимодействие его инструмента с клавишными соавтора - Линдерта Корстанье и вовсе сродни той невесомой алхимии, которой достигали старшие коллеги по жанру – Энди Лэтимер и Пит Барденс в рамках лучших релизов Camel. С последними чаще всего и сравнивают Lady Lake международные рецензенты. Впрочем, похожесть эта умозрительная, обусловленная не общими композиционно-структурными принципами (у фламандских ребят собственная методика сочинения пьес и приемов аранжировки), а скорее стремлением обоих коллективов к элегичности, деликатности саунда. Сие особенно заметно в вещах наподобие "Magic Twanger" или "No More Gentle Treatment Between Bremen and Hamburg". Другая явная параллель - равнение членов квартета на великих Genesis (в качестве очевидного примера достаточно привести сказочное полотно "Fading Trees", содержащее ряд игровых "фишек", свойственных вышеупомянутым англичанам). В общем, для любителей комплексного, тщательно сбалансированного арт-рока "No Pictures" может оказаться прекрасной находкой.
Шесть дополнительных номеров – вещи, сочиненные в период 1979—82, но записанные лишь в 1997 г. Годы определенно пошли на пользу LL. В техническом отношении Розенкамп и К° выросли в настоящих виртуозов, представив публике прогрессивный симфо-фьюжн с крайне разнообразной, изысканно-рафинированной игрой каждого из музыкантов. Редкостный случай, когда бонусы совсем немногим уступают основному содержимому диска. Рекомендую.

23 сент. 2010 г.

Sweet Okay Supersister "Spiral Staircase" (1974)

Выпустив в 1973 г. монументальную программу "Iskander", голландский квартет Supersister столкнулся с неприятием ее подавляющим большинством прежних фэнов. Ожидавший прикольных псевдо-кентерберийских историй слушатель явно не был готов к серьезному концепт-эксперименту в высоком артовом "штиле". Осознав сие, лидер коллектива Роберт-Ян Стипс (клавишные, вокал) решает на время завязать со студийной деятельностью. В столь непростой для Supersister период судьба дарит участникам ансамбля знаменательную встречу с английским саксофонистом Элтоном Дином (Soft Machine). И после недолгих переговоров фламандские ребята превращаются в аккомпанирующий состав именитого британца, попутно набираясь опыта игры в такой элитарной области звукового искусства как фри-джаз. В перерывах между сессиями Стипс увлеченно помогает флейтисту Саше ван Гисту с сочинением новых вещей, и в июле 1974 г. товарищеский дуэт при поддержке гостевых инструменталистов, включая экс-коллегу - басиста Рона ван Экка, уединяется для работы в Soundpush studios...
Вычурная вселенная "Spiral Staircase" своим рождением во многом обязана маэстро ван Гисту. В отличие от предыдущих магнум-опусов Суперсестер, где автором обычно выступал Роберт, расстановка сил на стадии подготовки проекта сложилась кардинально иная. В результате духовику Саше представился шанс проявить по максимуму креативные способности, чем он и воспользовался, параллельно заступив на должность лид-вокалиста. Девять номеров "ретрошизоидной" направленности с прологом и эпилогом в большей мере напоминают психанутый ёрнический цирк вечных придумщиков Gong, нежели пиковые достижения собственно Supersister. Необычное варево с массой звуковых эффектов, эпизодическим дебиловато-"мультяшным" пением и стёбовыми фишками из репертуара Фрэнка Заппы после насквозь просчитанного изящного симфо-рока "Iskander" воспринимается очередным поворотным пунктом в дискографии. Хотя простора для фантазии тут и впрямь хватает (послушайте, к примеру, цикличную пьесу "Dangling Dingdongs", в которой виртуозно препарируется единственная музыкальная фраза, или же фреску "Cookies, Teacups, Buttercups" с ее хитроумно отточенным орнаментом в виде традиционного мотива волынки). В "Gi, Ga, Go (Gollumble Jafers)" нас одаривают идиотически жизнерадостной мамбой; "It Had to Be" вкупе с "Nosy Parkers" - умилительно тонкая издевка над эстрадными исполнителями прошлого. Ну, а бонусы ("Coconut Woman" + "Here Comes the Doctor") и вовсе не оставляют камня на камне от картины мира а ля Supersister; поймете, почему, когда ознакомитесь.
Резюмирую: несмотря на обильные позитивистские "психоделизмы", "Spiral Staircase" слабо соотносится с классическими релизами голландцев. Однако, если абстрагироваться от шедевральных "сестринских" экскурсов начала семидесятых (а именно к этому подталкивают Стипс с ван Гистом, отсюда и смена вывески), то при желании и здесь обнаружится кое-что интересное. В любом случае, выбирать вам.

21 сент. 2010 г.

Chris Squire "Fish Out of Water" (1975)

Из всех участников классического состава Yes Крис Скуайр - единственный ни разу не покидал рядов группы за 42 года ее истории. И хотя строптивый характер басиста давно уже является притчей во языцех в стане поклонников коллектива, вряд ли кто будет оспаривать наличие у Криса ярких композиторских талантов.
"Fish Out of Water" - первая сольная пластинка Скуайра. Материал, целиком и полностью сочиненный, аранжированный и спродюсированный мастермайндом, выполнен в узнаваемой манере его основного ансамбля. Но это не удивительно, поскольку совместно со стариной Крисом (бас, 12-струнная электрогитара, вокал) над записью корпели другие Йесовцы - Патрик Морац (орган, синти-бас) и Билл Бруффорд (ударные, перкуссия). Для пущего эффекта к партнерству были привлечены не менее известные в прог-роке люди - саксофонист Мел Коллинз + флейтист Джимми Хастингс (Soft Machine, Caravan, Hatfield and the North). Вспомогательную партию церковного органа доверили Барри Роузу, а фортепианный аккомпанемент вызвался обеспечить Эндрю Прайс Джекмен, некогда заправлявший клавишными в команде The Syn - предтече Yes.
Гармонические ходы вступительной пьесы "Hold out Your Hand" демонстрируют любовь Скуайра к приемам, отработанным при подготовке эпохального альбома "Close to the Edge": знакомые басовые структуры, воздушное хоральное многоголосие, нарочито вычурная ритмика, сдерживающая проявления мелодической стройности. К формальным нововведениям можно отнести наличие симфонического оркестра, прикрывающего тылы мощной полифонией. В насыщенном нюансами балладном этюде "You by My Side" Крис по сути примеряет на себя потенциальную роль Джона Андерсона; вокал его весьма уверенно звучит в верхнем регистре. И пускай до уникальных певческих данных коллеги мистеру Скуайру далековато, при необходимости он вполне сумел бы справиться с функциями фронтмена в родном коллективе. 11-минутная рапсодия "Silently Falling" - лакомый кусочек для почитателей многослойного симфо-рока. Эфемерно-зыбкие гаммы постепенно наливаются энергией, обретают подвижность, и это ускорение в итоге оборачивается кульминационным инструментальным взрывом, после которого над землей вновь воцаряются медитативные тишь да гладь. Любопытна сингловая вещица "Lucky Seven", чей динамический каркас упреждает более поздние саунд-поиски Алана Парсонса. В эпическом финале "Safe (Canon Song)" естественным для искушенного алхимика способом сливаются воедино прогрессивно-джаз-роковая и оркестровая линии, образуя на выходе произведение исключительной силы, свидетельствующее о незаурядности породившего его ума.
Резюмирую: в когорте соло-релизов, выпущенных членами Yes, "Fish Out of Water", безусловно, располагается на ведущих позициях. Доподлинно небанальный творческий акт от одного из столпов "золотой" эры классического прогрессива. Рекомендую.

18 сент. 2010 г.

Standarte "Stimmung" (1998)

В 1998 году итальянский клуб любителей ретро под названием Standarte пополнился новым участником. К устоявшемуся трио музыкантов (Даниэле Капуто - ударные/вокал, Микеле Профети - клавишные, Стефано Габбани - бас) добавился гитарист Давиде Николини. Причем, явился он в группу не с пустыми руками, а с набором фактически готовых композиций. После небольшой доработки эти вещи составили основу третьей программы Standarte - альбома "Stimmung".
В жанровом отношении очередное творение итальянцев представляет собой матерый прогрессивный хард-рок старинной закваски. Двухминутное "Intro" встречает слушателя грозными семидесятническими риффами, тонко оттеняемыми партией меллотрона. "(We Want) A Peaceful Village" - подлинный триумф "винтажного" саунда; буйство органно-гитарных соло, совершенно улетная ритм-секция и полная потеря временной ориентации: какой уж тут Миллениум, когда вокруг происходит такое! Ураганный коктейль, приготовленный по рецепту сорокалетней давности, способен доставить немалое удовольствие мелогурману, в чьих виниловых закромах пластинки прославленного хард-триумвирата (Black Sabbath, Deep Purple, Led Zeppelin) занимают почетнейшее из мест. На смену безбашенному драйву приходит умеренный в плане скорости этюд "Kankweezler": аккордовый шестиструнный фундамент пьесы замечательно инкрустируется вечно зелеными тонами "Хаммонда", вызывающими неудержимый приступ ностальгии по абсолютно родной, но бесконечно далекой аналоговой эпохе. Заглавная вещь - практически эталонный образчик утяжеленного прото-арта, заставляющий восхищенно цокать языком. И ведь умом понимаешь, что сделано оно на излете девяностых, но какая натуральность, а? Чертовски талантливые ребята. Замыкает студийную часть релиза яростный инструментал "Sonnermensch", построенный на паре-тройке ходовых музыкальных фраз; впрочем, главное здесь - энергетика. А уж она-то на высоте. Да и кто бы сомневался.
Оставшиеся треки демонстрируют живое исполнительское мастерство Standarte. Вероятно, не ошибусь, если скажу: именно в концертных условиях с необходимой степенью яркости раскрывается недюжинный потенциал артистов. Как они умудряются эмулировать свое сверхконсервативное звучание на сцене - загадка. Но воспроизводимое квартетом тембральное великолепие old school рока по-настоящему цепляет, завораживая максимальной искренностью и стопроцентной отдачей. Из заявленных пяти позиций лишь две не принадлежат авторскому наследию ансамбля. Это традиционная американская песня "In My Time of Dying", решенная нашими героями чуть ли не в Doorsовском ключе, и гипнотический хэви-блюз "Yellow Cave Woman", написанный британцем Китом Лоу в 1969 г. для состава Velvett Fogg, а теперь заново переосмысленный хипповатой апеннинской братией.
Резюмирую: отличный диск неординарного коллектива и просто превосходный подарок для тех, кто жаждет чего-то новенького, да на старый лад. Наслаждайтесь.

15 сент. 2010 г.

Aardvark' "Tuntematon Sotilas" (2006)

У всякого народа своя память и правда о прошлом. Финны - не исключение. Лирика альбома "Tuntematon Sotilas" базируется на романе "Неизвестный солдат" писателя Вайно Линна. Именно это антисоветского толка произведение подтолкнуло членов квинтета Aardvark' к музыкальному переложению сюжета о противостоянии маленького скандинавского государства военной мощи СССР в Карельскую кампанию 1941-1944 годов. И если для наших предков, с оружием в руках защищавших отечество от чумных гитлеровских притязаний, события, происходившие на Северном фронте, воспринимались в общем контексте боевых действий, то для немногословных нордических ребят то была борьба за земли, утраченные ими после заключения Московского мирного договора от 13 марта 1940 г. Можно спорить до хрипоты о делах давно минувших, хоть и незабываемых поныне дней, однако я, с вашего позволения, оставлю политику в покое и переключусь на куда более приятную область музыки.
В силу обстоятельств вокально-инструментальные партии "Tuntematon Sotilas" записывались в различных частях света. Гитарист Ари Няаппа, басист Юха Саркиойя и певец Тери Артели творили на территории Суоми. Клавишник Рику Луостари работал над своими сегментами в Новой Зеландии, а ударник Тимо Сивула, не покладая рук, орудовал барабанными палочками в Сингапуре.
Убежденного ретрограда, несомненно, порадует обилие аналоговых тембров, узурпирующих звуковое поле с первого же трека ("Kaikkitietävä ja kaukaa visas"); в гитарно-органных связках прослеживается влияние тамошних прог-подвижников эпохи семидесятых. А вот подход к композиции местами напоминает других современных прогрессоров из Страны Тысячи Озер – группу Overhead. Также возникают определенные реминисценции с представителями венгерской арт-роковой сцены, конкретнее, Solaris. Мелодические линии релиза в достаточной степени рефлективны, что логически обусловлено непростыми коллизиями темы. По существу перед нами мрачновато-угрюмый прогрессив-рок с хорошим полифоническим наполнением, но без особых скоростей. Касаясь стилистических аспектов программы, нельзя не отметить преобладающий здесь принцип чересполосицы. Если бессловесные конструкции финских умельцев держатся в идейном русле симфо-прога, то вокалосодержащие номера (их сравнительно немного) скроены по канонам хард-н-арта. Тревожно-задумчивое настроение постепенно набирает обороты, достигая апогея на почти 11-минутном эпике "Ei taivahassa oo kuolonvaaraa, ei kyyneleitä, ei yötäkään": в нем странным манером уживаются драматизм и пространная созерцательность. Ближе к завершению появляется аккордеон (ответственный - Маси Исоханни), а там и фолковые мотивы, без которых лишь редкий северянин обходится.
Подытожим: вполне себе нормальный продукт. Без претензий на шедевральность, но уверенно и крепко воплощенный с точки зрения чистого профессионализма. Советую ознакомиться.

12 сент. 2010 г.

Pekka Pohjola "The Mathematician's Air Display" (1977)

К середине семидесятых 23-летний финский басист Пекка Похьола являлся одним из наиболее известных и уважаемых скандинавских артистов. В творческом активе маэстро числилось тесное сотрудничество с Wigwam и бэндом Юкки Толонена. Да и в самостоятельном отношении Пекка занимал одну из ключевых позиций на тамошней сцене; благо, за плечами имелся солидный багаж в виде двух собственных лонгплеев, к тому же на горизонте вовсю маячила перспектива работы в рядах авторитетной шведской прог-джазовой группы Made in Sweden. В составе последней Похьола пробыл два года. И когда настала пора записывать материал для третьей сольной пластинки, молодой финн вспомнил про своих заграничных коллег - гитариста Георга Вадениуса и органиста Влодека Гульковски. Оба, к величайшей радости Пекки, ответили согласием.
Над созданием "The Mathematician's Air Display" (в местном варианте - "Keesojen lehto") трудилась интернациональная команда инструменталистов экстра-класса. Помимо вышеозначенных личностей к делу удалось привлечь именитого британца Майка Олдфилда на пару с сестрой Салли, виртуозного ударника Пьера Мерлана (Gong) и великолепного барабанщика Весу Аалтонена (Tasavallan Presidentti, Made in Sweden). Само собой, от столь мощного конгломерата исполнителей публика ожидала как минимум чего-то незаурядного. И ребята не подвели чаяний меломанов.
Малый хронометраж диска (35 минут) с лихвой окупается богатством мелодических идей, на которые Пекка никогда не скупился. Если начальная связка "The Perceived Journey Lantern / The Sighted Light" - вполне традиционный для нашего героя игровой арт-фьюжн, скроенный с отменным вкусом и тактом (наступательные риффы Вадениуса, четкие брейки Аалтонена, синтезаторные фоны Гульковски + ходульный бас и пиано-аккорды от мастермайнда), то последующий изящнейший номер "Hands Straighten the Water" безмерно удивляет барочной красотой и изысканной сказочной атмосферой: в клавесинно-фортепианном кружеве Похьолы, ажурных очертаниях гитарных партий Майка и проникновенных бэк-хоралах Салли Олдфилд улавливаются Focusовские интонации; парадоксально, но факт. Заглавный 7-минутный опус демонстрирует слаженность действий и полнейшее взаимопонимание финно-англо-французского трио: насыщенный, размашистый прогрессив классической выделки, ни больше ни меньше. Апофеозом релиза служит двухчастная эпическая конструкция "The Consequences of Head Bending", тяготеющая к полистилистике: тут вам и эстетическая джазовая созерцательность северного пошиба, и постепенное закручивание мотивационных перипетий в тугой фьюжн-узел с претензией на авангард в наилегчашей его ипостаси, и даже астральная размытость, отсылающая к звуковым аттракционам а ля спейс-рок. Финальная точка программы - веселый бурлеск "False Start of the Shadows", безумно позитивная прог-полечка в ключе Samla Mammas Manna, показывающая, что и эти серьезные парни не гнушаются обычных житейских радостей.
Резюмирую: превосходный подарок для поклонников творчества Похьолы, а равно и прочих почитателей неординарных музыкальных актов. Рекомендую.

11 сент. 2010 г.

John Paul Jones "Zooma" (1999)

"Язык у музыки один, но диалектов - множество". Вооружившись таким девизом, цеппелиновский басист/клавишник Джон Пол Джонс ступил на шаткий путь вечного эксперимента. Первым успешным опытом по скрещиванию разнополярных схем для английского многостаночника стала инструментальная пластинка "Zooma". Реализацией проекта занимался лейбл Роберта Фриппа DGM. С легкой руки последнего в состав участников попал калифорнийский мастер игры на touch- и warr-гитарах Трей Ганн (King Crimson, KTU, UKZ, соло), чьи замысловатые партии украсили два из девяти треков по-настоящему неординарного альбома. А теперь от общих слов перейдем к частностям.
В сравнении с более поздней программой "The Thunderthief" (2002) арсенал личных подручных средств Джонса выглядит скромнее: несколько разновидностей баса (стандартный, 10- и 12-струнный + bass lap steel), электромандолина и аппаратная звуковая система Kyma. Что касается ударных, то ими на диске заведуют двое: Пит Томас (в подавляющем большинстве случаев) и Дэнни Фонгейзер, помимо прочего отвечающий за экзотические перкуссионные вставки. Титульная пьеса наглядно демонстрирует оригинальность композиционно-гармонических выкладок маэстро. На лязгающие металлом плотные басовые риффы и предельно структурированный ритмический рисунок драммера Томаса наслаивается хаотическое гитарное соло Пола Лири, доводящее содержимое опуса до полного сумасбродства. В гипнотической конструкции "Grind" именитый ветеран сцены дает прикурить молодежи, запросто расправляясь с модерновыми индустриальными прог-элементами. Изящнейший приблюзованный саундскейп-этюд "The Smile of Your Shadow" служит необходимым лирико-энигматическим отступлением перед лихо закрученным номером "Goose", сводящим на нет все старания американцев Tool - признанных лидеров в области альтерно-прога: в урбанистическом коктейле папаши Джонса кипят нешуточные страсти, и только стальная воля мастермайнда не позволяет им сорваться с цепи. Зарисовка, без обиняков озаглавленная "Bass 'n' Drums", и впрямь является таковой: здесь ДПД ведет вполне традиционный, не лишенный своеобразного юмора бессловесный диалог с Дэнни Фонгейзером; отличное пособие для начинающих басистов, продолженное центростремительной вещицей "B. Fingers", орнаментированной виртуозными пассажами Трея Ганна. Эпик "Snake Eyes" - бальзам на душу верных поклонников Led Zeppelin: характерные олдскульные блюз-роковые приемы; фигуристые тембральные перекаты стократ испытанного "Хаммонда"; наконец, обширный струнный аккомпанемент от членов Лондонского Симфонического Оркестра. Соответствующую линию гнет и фактурный "Nosumi Blues", в коем ДПД волшебным образом имитирует лид-гитарные экзерсисы вперемешку с заводными скрипичными вензелями, и все это, прошу заметить, проделывается им в басовом формате. Финальный боевик "Tidal" - альтер-эго заглавной интродукции, логически замыкающий цепочку головоломных сюжетов неутомимого прогрессора Джонса.
Резюмирую: бескомпромиссный творческий акт, лежащий за гранью добра и зла. Мощнейший выброс идейного адреналина, бесконечно далекий от классических арт-роковых территорий. Рекомендуется всем любителям острых музыкальных ощущений.