О своих вдохновителях они всегда говорили без утайки. В сфере классической музыки - уникальная Б-триада: Бах, Бетховен, Барток. В мире интеллектуального рока вершиной творческой пирамиды для After Crying служили (и служат) британские прог-аристократы - Emerson Lake & Palmer да King Crimson. Игровые схемы венгерского бэнда (как и положено ансамблю с приставкой "арт") не страдали однообразием. Так, LP "Overground Music" (1990) в большей степени ориентировался на камерное звучание. Однако с введением в состав драммера Ласло Гача членам группы пришлось основательно пересмотреть репертуарную политику, сделав уклон в рок-область. Первым шагом на этом пути стала программа "Megalázottak és Megszomorítottak". Трудились над ней сообща, придавая огромное значение деталям. Для верности подключили к процессу chamber-октет. И результат получился по-хорошему впечатляющим.
Пять треков: три миниатюры, эпик + еще одна пьеса с увеличенным хронометражем. Повод для старта - 22-минутное полотно "A Gadari Megszállott". Атмосферный синти-ландшафт, редкая птичья перекличка, благородно-траурные виолончельные пассажи... На протяжении доброй дюжины минут никаких особенных сюрпризов не происходит. Разве что действие обогащается вокально-повествовательным элементом на мадьярском наречии. Но все очень ровно, неспешно, в рамках высокой культуры и драматической по внешним кондициям темы. Зато дальше начинается интересное. Клавиши Чабы Ведреша постепенно перепрофилируются: джазовые петли чередуются с неприкрыто авангардными приемами. Волей-неволей меняет окраску и виолончель Петера Пейтшика, устремляясь в русло полу-импровизационных маневров. Свою лепту в общую копилку также вносит труба Балажа Винклера, задавая вектор движения ритм-секции. Короче, убедительно, и убедительно весьма. Ноту трагизма берет сочиненный маэстро Ведрешем реквием "A Kis Hõs". Струнные с их величавой осанкой, разнополые хоралы, слитые в унисон... Ни тени электрического вмешательства. Ощущение, словно побывал на мессе в церковном соборе. Чинно, скорбно и таинственно... Миньон "Noktürn" поддерживает линию умиротворения: трогательная эмбиентальность, венгроязычная лирика, секвенсивно-филармоническая "подсветка"; тихо, приятно и без претензий. Зато в титульной вещи ребята по первости лихо нарезают "кримзонику" (причем, с упором на замысловатые партии клавишных и предельно изобретательные "виолончелизмы" - то вздыбленно-истеричные, а то и исполненные благодати). Впрочем, вторая фаза опуса больше напоминает пространные джаз-экскурсы Терье Рюпдаля: щедро усеянные паузами фортепианные аккорды, мерцающее загадкой соло духовика Винклера, и плавно наползающие эфирные волны, омывающие душу, избавляющие от суеты и погружающие в целебный, живительный сон... Финальный эпизод "Végül" - умозрительный срез меж академическим упражнением в композиции и вычурным ритмическим фьюжн-пробросом на короткую дистанцию.
Резюмирую: одна из почетных позиций европейского прог-ренессанса 1990-х. Воплощение свежести, оригинальности и таланта. Пропускать не советую.
3 комментария:
одна из моих любимейших команд. собрал почти полную коллекцию дисков, чем весьма доволен. настоятельные рекомендации.
Марк
Венгры отожгли! Такого удовольствия давно не получал. Однозначно останется в коллекции с отметкой "золото".
Виртуозное исполнение замечательного материала.
Да, в восточноевропейском проге нового времени подобных работ - считанное количество. А сами After Crying давно уже значатся венгерской арт-командой №1. Хотя на пятки им потихоньку наступает талантливая молодежь (те же Fugato Orchestra), но авторитет легендарных ветеранов остается абсолютным и непререкаемым.
Отправить комментарий