Одна из культовых команд британского арт/джаз-дивизиона. Прогрессивную сборную National Health основали выходцы из Hatfield and the North, Gilgamesh и Henry Cow. Понятно, что профессионализма ребятам было не занимать. Впрочем, помимо игровой виртуозности, членов коллектива отличали изощренная фантазия и парадоксальное чувство юмора. За пять лет существования (с 1975 по 1980 гг.) группа записала три студийных альбома (диск "D.S. al Coda" вышел после распада National Health, в 1982 г.). Все они в итоге попали на компиляцию "Complete", которая и предлагается вашему вниманию.
Ретроспектива открывается "внеплановым" фрагментом произведения "Paracelsus". Этот фьюжн-сегмент запечатлели в феврале 1976 г. на правах заготовки для радио-шоу. Примечателен он подбором исполнителей. Здесь в который раз соединились коллеги по Arzachel, Egg и Khan Дэйв Стюарт (орган, электропиано), Монт Кэмпбелл (бас) и Стив Хиллидж (гитара), а также блеснули мастерством Фил Миллер (гитара), Алан Гоуэн (электропиано) и Билл Бруффорд (ударные). После вводного ритуального братания кентерберийцев самое время перейти к номерным опусам National Health. Сочиненная Стюартом 14-минутная пьеса "Tenemos Roads" условно делится на две части. В первичной инструментальной фазе клавишные Дэйва искусно лавируют меж маневренными атаками ритм-секции (Нил Мюррей - бас, Пип Пайл - ударные, перкуссия), по необходимости пересекаясь с "примоченной" гитарой Миллера и мугом Гоуэна. Дальнейшее развитие сюжета носит характер психоделической грезы (роль Сирены отводится певице Аманде Парсонс), изредка озаряемой яростными вспышками арт-роковых молний. В гоуэновской "Brujo" действуют те же лица, но конкретики и чисто джазовых пируэтов тут не в пример больше. В кэролловских "зазеркальных" традициях задом наперед преподносится дилогия "Borogoves" (то бишь "Зелюки"). Part 2 рисуется в пасторальном ключе (милое щебетание электропиано и духовых Джимми Хастингса), покуда в ее течение не вклинивается мистер Миллер, орудующий гитарой аки секирой и безжалостным то ли Молохом, то ли бормоглотом корчующий все живое вокруг. В Part 1 буйное прог-фьюжн-помешательство достигает апогея, местами гранича с театром абсурда, функционирующим под авант-маршевым прикрытием. Выжившие в предыдущем катаклизме допускаются к параду слонов ("Elephants"), а также становятся свидетелями секретного орнитологического эксперимента ("The Bryden 2 Step (For Amphibians), Pt. 1"), где никому ничего не объясняют. "Карибская какофония для любителей неопределенности" под названием "The Collapso" - густо перченая авантюра, пробирающая до гипофиза. Завершается CD 1 зубодробительным эпиком "Squarer for Maud", принадлежащим перу затейника Джона Гривза (Henry Cow).
Вторая "порция жаркого" также щедро сдобрена остреньким. Тут и "завернутая" миллеровская эпопея "Dreams Wide Awake"; и довольно интригующая фреска Пипа Пайла "Binoculars", посвященная трем отпрыскам автора (согласно едкому комментарию Стюарта, "тертым видеотам, остервенело пялящимся до четырех утра в тестовую телекартинку и игнорирующим мольбы предков насчет поесть и поспать"); и безумный шедевр Дэйва "The Apocalypso" с глубоко запрятанными аллюзиями на "Theme One" Джорджа Мартина; и многое-многое другое.
Короче говоря, "Complete" - прекрасный подарок для меломанов, интересующихся классикой кентербери-арта и не боящихся сложных музыкальных размеров.
2 комментария:
А вот меня от них, почему-то, не прет. Вроде и понимаю, что они хотят сказать. И чувствую, что музыка качественная. Но вот не прет и все! Слушаю просто как этюды "на тему". Даже не знаю, как быть.
В принципе, могу понять. До сравнительно недавнего времени тоже не шибко радовался подобного рода вещам. "Просветление" наступило после вторичного знакомства с дискографией Isotope. Тогда-то и начал что-то такое ощущать по отношению к техничному кентербери-фьюжн-прогу. Хотя в больших количествах он, конечно, напрягает ))
Отправить комментарий