13 дек. 2012 г.

Mr. Toad "Trench Art" (2003)


Случается, вспыхнет на горизонте неведомая звездочка, сверкнет ярко, растревожит душу да и пропадет восвояси. К подобным загадочным объектам принадлежит израильское трио Mr. Toad.
Вообще-то, изначально команда именовалась Katross. Сформировали ее в 1998 г. классические воспитанники Маор Арбитман (гитары, мандолина, бас, глокеншпиль, ударные) и Шимри Месица (фортепиано, вокал). Позднее к друзьям присоединилась флейтистка Дана Эйзен (ныне - участница этно-рок-состава Darbejin), и постепенно стал складываться музыкальный репертуар проекта. Надо сказать, вкусы у собравшихся отличались крайним своеобразием. Отсюда тот оригинальный межстилевой синтез, коим Mr. Toad сумели заворожить публику. Единственный альбом коллектива "Trench Art" - впечатляющее хитросплетение идей, порожденных неортодоксально мыслящими людьми. Однако для его адекватного воплощения потребовалось вмешательство дополнительных сил (девять приглашенных аккомпаниаторов, большей частью - "академисты"). Результат получился на редкость восхитительный. Попробуем осветить содержимое в деталях.
Вступительный 11-минутный номер "Queen of Hearts" - наиболее длинная вещь из заявленных 8-ми треков. В прологе имеет место затасканный прием настройки камерного оркестра перед ответственной программой. Вроде бы, причин для удивления нет. Но, друзья мои, это все-таки Mr. Toad. И вот, словно по мановению изящной ладони фокусника, из волшебного цилиндра извлекаются меланхоличные пассажи виолончели, тонкие линии скрипки, электрогитара в сопровождении гулкой ритм-секции, отдельно отстоящее пиано и задорные позывные трубы. Печальные рок-флойдизмы каким-то чудом взаимодействуют с мотивными chamber-эскизами, присыпанными легкой авангардной крошкой, лирический симфонизм в духе New Trolls скрещивается с проникновенным акустическим фолком англоязычного фасона, а в качестве коды и вовсе используется фрагмент популярного "Менуэта" Луиджи Боккерини (1743-1805). Дальше - больше. Необарочный гитарный рисунок "Morning Tea" - идеальный вариант для исполнения на лютне. Элегия "Love Tale" уравнивает в правах филармоническую камерную эстетику с джазовым dream-артом, где отнюдь не последнюю роль играет деликатная мелодекламация фронтмена. Псевдо-ренессансная фантазия "Four O'Clock Tea" сошла бы за аутентичный средневековый росчерк, кабы не присутствие в стройном струнном хоре духовых фьюжн-обертонов. Ничуть не выпадает из фольклорно ориентированной палитры и уютный джазово-блюзовый экскурс "So Much for Secrets" авторства Шломо Идова. Впрочем, истинная красота Mr. Toad раскрывается в ажурных, приталенных под старину романтизированных опусах. Из этой категории особо отмечу пьесу "Bach's Cat". Невзирая на название, в ней угадывается влияние (вплоть до микроцитат) канонического медиевального произведения "Greensleeves". Да и по атмосфере сочинение в целом ближе к опытам британцев Gryphon, нежели к позициям бахианского типа. Замыкающий наигрыш "D" - бодрый кунштюк с ведущей флейтой; эдакая гипотетическая плясовая для завсегдатаев трактиров, разбросанных по просторам Средиземья.
Резюмирую: великолепный релиз, горячо рекомендуемый почитателям прогрессивного барокко-фолка общеевропейского плана.   

2 комментария:

Анонимный комментирует...

Это интересно. Послушаем, спасибо. Станислав

Анонимный комментирует...

мне, любителю и коллекционеру израильского прогрессива, особенно приятно то, чо это, пожалуй, первая русскоязычная рецензия на Trench Art. альбом действительно великолепен. кроме того Mio Records прекратила свое существование и диск давно стал раритетом.

очень рекомендую.

Марк