14 сент. 2012 г.

Circus "Movin' On" (1977)

Порой записные шедевры создаются под самой банальной вывеской. Примером тому швейцарский ансамбль Circus. Составлявшие его музыканты применяли необычный подход к инструментовке. Фактически не используя клавишных вплоть до 1978 года, они, тем не менее, добивались масштабной полифонии. Тут, конечно, стоит отдельно поблагодарить дуэт композиторов - Фрица Хаузера (ударные, перкуссия, вибрафон) и Андреаса Гридера (флейта, тамбурин, альт-саксофон, вокал). Однако без компаньонов в лице Марко Черлетти (бас, 12-струнная гитара, вокал) и Роланда Фрая (лид-вокал, акустическая гитара, тенор-саксофон) парни вряд ли бы вышли на должный уровень.
Безымянный дебют четверки из Базеля выдался крепким во всех отношениях. Впрочем, заслуженного культового статуса у мировой прог-аудитории удостоилось второе творение коллектива - LP "Movin' On". Впитав гармонические принципы ранних Van der Graaf Generator, Circus интерполировали их настолько по-своему, что конечный результат выглядит абсолютно оригинальным. При полном отсутствии в арсенале электрогитары и органа, квартет проявил подлинные чудеса изобретательности. Попробуем коснуться их чуть подробнее.
Лихое вступление "The Bandsman" напоминает рисунок-перевертыш. Наступательная фольклорная тоника быстро перемещается на параллельные рельсы, где приоритетным базовым направлением служит высокочастотный прог-фьюжн с артистическими вокальными эскападами Фрая (в стиле Хэммилла, но без свойственной последнему режущей слух истеричности) и фундаментальным звучанием духовых. "Laughter Lane" начинается как типичная сказка а ля Genesis: прозрачные акустические пасторали, вкрадчиво-мягкий тембр Роланда, вдохновенные флейтовые пассажи, хрустальный перезвон вибрафона... А затем над волшебным перламутровым великолепием сгущаются тучи. Атмосфера детского утренника насыщается элементами триллера. И финал этой повести отнюдь не безоблачно-светел, но суров, насуплен и сдобрен немалой порцией кримзоидных саксофонных изгибов. В пьесе "Loveless Time" правят бал полутона. Действие подвержено сразу двум крайностям - мотивационному джазовому аспекту и рефлексивной психологической арт-драме. Отсюда уникальное субжанровое напластование, чудаковатая мозаика, в которой есть что-то от Питера Синфилда + своеобразное позерство, чье эхо угадывается в позднейших опытах британцев Po90. Сюжет трека "Dawn" раскрывается не спеша. Водянистые абстрактные тени бороздят сознание слушателя на протяжении двух минут, после чего в процесс вклиниваются камерно-авангардные средства, постепенно возбуждаемые до тотально брутального состояния. Апофеоз мистерии - 21-минутное полотнище "Movin' On" с дисторшированными риффами баса, засильем духовых, тонкими переходами от массированного драйва к интригующим монологам певца, непрерывно трансформирующимся мелодическим рядом и диковато-изобретательными саунд-эффектами.
Резюмирую: гениальная по замыслу и воплощению работа, один из бесценных бриллиантов в величественной прог-короне семидесятых. Настоятельно рекомендую в коллекцию каждого меломана.

6 комментариев:

Анонимный комментирует...

Excelente!
Muito obrigado!=)

Сергей Уваров комментирует...

Por favor, meu amigo)

juan manuel muñoz комментирует...

muchas gracias. Saludos

Сергей Уваров комментирует...

De nada.
Atentamente,

Анонимный комментирует...

Бриллиант согласен Слушаю всегда на одном дыхании Один недостаток быстро музыка заканчивается

Мирумир +птн-пнх комментирует...

ОЦЕНИЛ :) НО НЕ СРАЗУ ВРУБИЛСЯ ЧТО АЛЬБОМ (БЛАГОДАРЯ ИМЕНННОЙ ПЕСНЕ )ТЯНЕТ ЕСЛИ НЕ НА ПЕРВУЮ ДЕСЯТКУ ТО ВО ВТОРОЮ ТОЧНО; А ДЛЯ 70-Х ДЛЯ МЕНЯ ОН В 1-Й ДЕСЯТКЕ ТОЧНО ПОДВИНУВ КОЕ-КОГО БОЛЕЕ ИМЕННЫХ ОРДЕНОНОСЦЕВ :)... СТАВЛЮ 5+++++