Некогда один из роликов NBA сопровождался титрами: "Они - боги своей игры..." И это полностью соотносится с нынешним статусом пятерки из Гетеборга. Имя Opeth - на устах стотысячной армии поклонников. Люди вправе ожидать от богов чуда. Что до демиургов - главной их задачей остается одно: не разочаровывать (noblesse, как говорится, oblige). До недавних пор ребятам Микаэля Окерфельдта оно удавалось в высшей степени превосходно. Тактические схемы шведов в подавляющем большинстве случаев целиком оправдывали себя. Однако ситуация с юбилейным, десятым по счету студийным альбомом Opeth породила вереницу вопросов, непосредственно касающихся структуры материала. Отдельные старые фэны группы и вовсе подняли хай, обвинив кумиров в отступничестве от собственноручно возведенных идеалов. Что ж, понять их можно. Ведь бывшие "дэтстеры" фактически отмахнулись от привычных гроулинг-игрищ и окончательно перешли под крыло прогрессив-рока. К слову, надежда на подобный исход теплилась у арт-меломанов со времен чистопородного диска "Damnation". Стало быть, свершилось...
Единственный трек на пластинке, обладающий стилистической выдержанностью, - заглавный этюд "Heritage". Меланхоличная зарисовка исполнена на рояле специально приглашенным Иоакимом Свальбергом. Красиво, образно и без претензий. А дальше... дальше начинаются сложности. Cтолкнувшись с пьесой "The Devil's Orchard", я невольно подумал: негоже искушенному композитору Микаэлю так растекаться мыслью по древу. И лишь со второго захода осознал всю поспешность выводов. Слоистая архитектоника номера затейливо преображается на глазах. Сперва жесткое интро, пронизанное дисторшированными риффами в духе Роберта Фриппа периода "Red" и бурливым тембром органа "Hammond B3". Потом перкуссионно-клавишные психоделизмы в условной манере семидесятых. А ближе к финалу все это густо перемешивается, и уже не разберешь, где тут что... "I Feel the Dark" - очередная обманка для наивной жертвы: вашу бдительность тихонечко усыпляют при помощи акустико-меллотроновых деликатесов, но из темной мерцающей бездны периодически поднимаются на поверхность тревожные флюиды в виде колючих электрогитарных аккордов, детонирующих в унисон с ритм-секцией. Яростный забойный хард-рок "Slither" звучит так, словно сочинен под влиянием "Gates of Babylon" незабвенных Rainbow; по крайней мере, сравнения напрашиваются сами собой. "Nepenthe" вполне заслуживает звания наиболее аморфной из представленных позиций; есть в ней некий неявный шарм, ощущение клубящегося над водой тумана... Фирменные Opeth'овские черты прорезаются в инструментальных маневрах "Häxprocess": акустические арпеджио, аналоговое клавишное половодье, едва заметные тональные паузы, проникновенный вокал Окерфельдта + астрально-блюзовое соло под занавес. Откровением для вашего покорного слуги явился 8-минутный опус "Famine", ибо в качестве гостя тут выступает ветеран сцены, седовласый мэтр Бьорн Джейсон Линд (аплодисменты). И его флейта органично вписалась в непростую по кондициям ткань комплексного, насыщенного деталями эпоса. В произведении под названием "Folklore" и впрямь задействованы корневые скандинавские мотивы, что наполовину придает данной вещи незначительное сходство с творениями культовой команды Kebnekaise; впрочем, оставшаяся ее часть решена в суровом авторском варианте, правда, без особой брутальности. Завершением же служит бессловесная элегия "Marrow of the Earth", замечательная атмосферой ускользающей сказочности...
Резюмирую: на мой взгляд, взятый парнями курс на деметаллизацию саунда можно только приветствовать. Конечно, "Heritage", как звену переходному, не хватает конкретики и определенной "мускулистости". Но в целом этот художественно-культурный акт достоин внимания публики.
Единственный трек на пластинке, обладающий стилистической выдержанностью, - заглавный этюд "Heritage". Меланхоличная зарисовка исполнена на рояле специально приглашенным Иоакимом Свальбергом. Красиво, образно и без претензий. А дальше... дальше начинаются сложности. Cтолкнувшись с пьесой "The Devil's Orchard", я невольно подумал: негоже искушенному композитору Микаэлю так растекаться мыслью по древу. И лишь со второго захода осознал всю поспешность выводов. Слоистая архитектоника номера затейливо преображается на глазах. Сперва жесткое интро, пронизанное дисторшированными риффами в духе Роберта Фриппа периода "Red" и бурливым тембром органа "Hammond B3". Потом перкуссионно-клавишные психоделизмы в условной манере семидесятых. А ближе к финалу все это густо перемешивается, и уже не разберешь, где тут что... "I Feel the Dark" - очередная обманка для наивной жертвы: вашу бдительность тихонечко усыпляют при помощи акустико-меллотроновых деликатесов, но из темной мерцающей бездны периодически поднимаются на поверхность тревожные флюиды в виде колючих электрогитарных аккордов, детонирующих в унисон с ритм-секцией. Яростный забойный хард-рок "Slither" звучит так, словно сочинен под влиянием "Gates of Babylon" незабвенных Rainbow; по крайней мере, сравнения напрашиваются сами собой. "Nepenthe" вполне заслуживает звания наиболее аморфной из представленных позиций; есть в ней некий неявный шарм, ощущение клубящегося над водой тумана... Фирменные Opeth'овские черты прорезаются в инструментальных маневрах "Häxprocess": акустические арпеджио, аналоговое клавишное половодье, едва заметные тональные паузы, проникновенный вокал Окерфельдта + астрально-блюзовое соло под занавес. Откровением для вашего покорного слуги явился 8-минутный опус "Famine", ибо в качестве гостя тут выступает ветеран сцены, седовласый мэтр Бьорн Джейсон Линд (аплодисменты). И его флейта органично вписалась в непростую по кондициям ткань комплексного, насыщенного деталями эпоса. В произведении под названием "Folklore" и впрямь задействованы корневые скандинавские мотивы, что наполовину придает данной вещи незначительное сходство с творениями культовой команды Kebnekaise; впрочем, оставшаяся ее часть решена в суровом авторском варианте, правда, без особой брутальности. Завершением же служит бессловесная элегия "Marrow of the Earth", замечательная атмосферой ускользающей сказочности...
Резюмирую: на мой взгляд, взятый парнями курс на деметаллизацию саунда можно только приветствовать. Конечно, "Heritage", как звену переходному, не хватает конкретики и определенной "мускулистости". Но в целом этот художественно-культурный акт достоин внимания публики.
8 комментариев:
Вообще-то, Opeth для меня слишком металлические. Но раз пошёл у них курс на "деметаллизацию", то можно опробовать... Станислав
Попробуйте, Станислав. А вдруг понравится? Я тут натыкался на отзывы "ортодоксальных" арт-рокеров, совершенно одуревших от радости и вопящих, что альбом - шедевр. С последним утверждением в корне не согласен, но диск получился хороший.
Быть может и не шедевр. Но именно благодаря ему я окончательно примирился с Любимой по поводу восприятия творчества Opeth. Меня привлекает в нем упадочнический, прямо таки суицидальный, мелодизм Damnation. Ее уносит от более тяжелых гроуловых альбомов, типа Ghost Reveries или Deliverance. И вот, наконец-то, мир в семье восстановлен! В меру тяжелый, очень мелодичный и не монотонный альбом.
Я всегда знал, что музыка способна примирять людей. И вот реальное подтверждение :)
"Heritage" не из тех пластинок, что способны захватывать сразу и целиком. Мне кажется, истинный вкус этой работы постигается после второго-третьего прослушивания. Мелодика, в отличие от "Damnation", тут скорее завуалированная. По крайней мере, по памяти под нос не напоешь. Но оно лишь добавляет интриги повествованию...
Добрый вечер, Сергей! Как Вам их последний опус In cauda venenum?
Здравствуйте.
Признаться, не впечатлил. Да и вообще, никаких особых откровений от шведов я давно уже не жду. К великому сожалению, лучшие деньки Opeth позади. Микаэль со товарищи перестали сочинять запоминающиеся, по-настоящему мелодичные темы. И это печально.
Попробуйте Ne Obliviscaris. The portal of I и Citadel особенно хороши.
https://neobliviscarissom.bandcamp.com/album/citadel
Ссылка устарела. :( Вы не могли бы обновить её? Спасибо!
Отправить комментарий