30 окт. 2011 г.

Marsupilami "Arena" (1971)

Удачно заявив о себе в 1970 году, члены базирующегося в Нидерландах английского секстета Marsupilami решили не откладывать момент второго пришествия в долгий ящик. В содружестве с поэтом Бобом Уэстом музыканты сочинили масштабную эпическую историю, чей сюжет вращался вокруг гладиаторских поединков времен Древнего Рима. Когда же дело коснулось записи, состав усилили саксофонисткой/флейтисткой Мэнди Ридельбенч. Продюсировать материал вызвался Питер Барденс (в будущем - органист великой группы Camel), он же исполнил вспомогательные партии перкуссии. Выпускающим лейблом по-прежнему значилась контора Transatlantic Records.
Как и в случае с дебютным альбомом, структура "Arena" являет собой несколько эклектичную картину, удерживаемую общей концепцией. Вокальные данные Фреда Хэссона, идеально подходящие для коллективов "гаражно-кислотного" толка, в рамках изобретаемого ансамблистами большого "имперского" стиля выглядят блекло. Впрочем, отдавая должное Фреду, стоит сказать: он очень старался не испортить впечатление от событийно богатого инструментального ряда и худо-бедно все-таки удержался на плаву (как-никак главный человек в обойме Marsupilami). Что до композиционных линий, то их развитие происходит по весьма любопытной схеме. Открывается саунд-аттракцион вступлением "Prelude to the Arena", где густо намешано многое: эмоционально окрашенный хард-рок, сентиментальные менестрельские распевы, комплексный прото-прогрессив, цементированный органными "грувами", и неожиданные вкрапления джаза с виртуозными пассажами Лири Хэссона на электропиано. Фреска "Peace of Rome" балансирует на грани привычного для команды психоделик-прога и бравурного симфо-рока с прекрасными меллотроновыми переливами, величественными позывными "Хаммонда", солидным флейтовым наполнением от Мэнди и Джессики Стэнли-Кларк, взрывной гитарой Дэйва Лэйврока + энным количеством звуковых эффектов батального плана. 13-минутный титульный номер - торжество авторского пафоса маэстро Хэссона: тут и хоралы, и ощутимый "восточный" привкус, вносящий в действо элемент энигматики, и довольно тонкие по замыслу пасторальные арт-фрагменты, трансформирующиеся в не менее увлекательную полистилистическую мозаику... Словом, есть чем поживиться слушателю-эстету. Другая хронометражно обширная панорама "Time Shadows" оформлена с тем же затейливым размахом: предельная концентрация смури на единицу времени, появление в палитре обожаемой Фредом губной гармоники, похмельный, вымывающий остатки здравого смысла джазовый свинг и крепкие рок-зуботычины под занавес. Финалом этой безбашенной повести служит развернутая зарисовка "Spring", в чьем русле умело синтезируются изящный симфо-фолк, психоделическая мутотень, разлапистый драйв-прог и топорные певческие экзерсисы горлопана Хэссона. Однако и эта забористая мешанина оставляет по себе весьма приятное послевкусие.
Поддержка специализированный прессы и многочисленные концертные выступления не уберегли Marsupilami от распада, случившегося в том же 1971 г. Невзирая на это, обе пластинки формации навечно вписаны в галерею славы раннебританского прогрессивного рока и являются неотъемлемой частью обширной хроники классического рока.

3 комментария:

Анонимный комментирует...

меня этот альбом в свое время очень сильно разочаровал. невнятно-эклектичный коктель. отсутствие собственного стиля и звука. ИМХО, разумеется.

Марк

Сергей Уваров комментирует...

Когда слушал его в первый раз (лет восемь тому назад), ощущения были схожие. Но сейчас попробовал заново и таки оценил. Да, эклектика, но вполне продуманная. И насчет отсутствия собственного лица у группы не соглашусь. Почерк наличествует, просто он не столь очевиден.

Анонимный комментирует...

... лет восемь... примерно совпадает. что ж, стоит переслушать, может и я проникнусь.

Марк