9 мая 2011 г.

Jono El Grande "Neo Dada" (2009)

Провокатор, мистификатор, сумасброд. Плюс невероятно талантливый композитор. Таков Jono El Grande, урожденный Йон Андреас Хотун - самый экстравагантный персонаж на прогрессивной сцене Норвегии.
Чудачил он сызмальства. Первая группа Йона - The Handkerchiefs - была всего лишь плодом воображения десятилетнего мальчугана. На тот момент времени малыш Хотун имел весьма смутное представление о музыкальных инструментах (терзанием гитары на ранней стадии наш герой займется гораздо позднее, в четырнадцать), что, в принципе, не мешало ему выстраивать в голове масштабные умозрительные концепции. Затем будет многое: школьный ансамбль Mannes Fatales; несколько команд-однодневок с кричащими названиями типа The Terror Duo, Black Satan и прочее в том же духе; параллельно с этим - работа на радио; учеба в Бергенской школе искусств и должность помощника художника-декоратора на киностудии Norsk Film... Но от судьбы не уйдешь. В 1995 году Йон Андреас Хотун оставляет все свои прежние обязанности и целиком погружается в творчество.
"Neo Dada" - третий полноформатный диск, изданный под шапкой Jono El Grande. Пытаться охарактеризовать в двух словах блестящую стилевую головоломку - заведомо пустая затея. Композиционная вселенная маэстро Хотуна требует кропотливого и детального освещения. Однако, коль скоро ваш покорный слуга не является дипломированным музыковедом, анализ будет сводиться к поверхностной беглой штриховке, призванной дать лишь некоторые общие представления о содержимом. Итак, краткие сведения о составе: мини-оркестр Jono El Grande - это четырнадцать персон, включая самого зачинщика мероприятия (гитара, синтезатор, вокал, перкуссия): клавишники, певцы, саксофонист, гобоист, ударник, перкуссионист, а также непременный струнный квартет. Программа разбита на семь треков, в числе коих имеются балет (Ballet Morbido in a Dozen Tiny Movements) и сюита (Oslo City Suite). Классические термины не должны вводить вас в заблуждение: изобретательные выкладки Йона густо приправлены юмором. Но не добрым и плюшевым, а ерническим, пародийным, жалящим не хуже осы. Под затейливой оболочкой скрывается аналогичная хитроумная начинка, производящая впечатление некоего культурного варварства. Звуковой неодадаизм Jono El Grande демонстративно циничен, что, впрочем, не мешает ему пребывать в ранге высокохудожественных рок-актов, предназначенных для эстетствующей аудитории. Ибо кто еще сумеет оценить должным образом парадоксальный сплав из фьюжн-вывертов а ля Фрэнк Заппа, приемов академического авангарда, ритмических прогрессий в ключе Gentle Giant, дурашливого лепета (респект Samla Mammas Manna!) и ряда иных элементов, берущих исток как в европейском симфонизме, так и в британском арт-роке семидесятых годов прошлого века, и в экспериментальном американском джазе...
Резюмирую: в высшей степени оригинальное и эпатажное саунд-путешествие, рассчитанное на подготовленного слушателя. Тем не менее, пропускать не советую.

2 комментария:

Анонимный комментирует...

Спасибо вам большое за хорошую музыку!

Сергей Уваров комментирует...

И Вам спасибо за теплые слова.

Искренне Ваш,
С.