Diapasão "Opus I" (2006)

Бразильскую формацию Diapasão ушлые рок-критики окрестили талантливыми последователями ELP. Подобная точка зрения верна лишь отчасти. Да, в своих концертных выступлениях латинское трио порой исполняет кавер-версии хрестоматийных прог-номеров Эмерсона и К. Но стилевая палитра собственных экзерсисов Diapasão гораздо шире. Ведь не случайно название команды в переводе на русский означает "диапазон".
Основал коллектив клавишник Родриго Лана. Случилось оно в 2002 году, когда пробующий силы в композиции семнадцатилетний паренек задумался о карьере профессионального артиста. Идею сверстника поддержал басист/гитарист Густаво Амарал - товарищ Родриго по музыкальной школе. Третьим "собратом по оружию" стал драммер Фабиано Морейра, с которым Лана прежде взаимодействовал в составе ансамбля Mestiço. Мастерство члены новоявленного проекта добирали в процессе репетиций, играя вещи из репертуара классического арт-рока вкупе с нетленными джазовыми стандартами. Все это естественным путем влияло на авторское видение лидера Diapasão, чьи композиторские выкладки в итоге и послужили надежным фундаментом для сотворения первого полноценного лонгплея. Ну-с, теперь по содержанию.
Тон релизу задает трек "Diapasão". Его звуковая алхимия подчиняется сразу нескольким субжанровым схемам. Интродуктивная часть несет в себе прогрессивный заряд: ритм-секция окаймляет стремительные синтезаторные партии Родриго, увлеченно меняющего тембральные краски - от имитации клавесиных пассажей до солидных органных перекатов. Затем следует блистательно воплощенная камерная компонента, где из всего набора представлен только рояль, разыгрывающий филармонически ориентированный этюд. В оставшейся половине произведения спектры искусно чередуются, под занавес и вовсе срываясь в виртуозное джазовое музицирование. Этническими мотивами и подлинно любовным чувством к родной земле проникнута интерлюдия "Som do Brasil", в которой присутствие электрических агрегатов сведено к минимуму: Густаво Амарал использует акустическую гитару, а ударника Фабиано временно замещает брат - перкуссионист Педро Морейра. Обширные симфонические текстуры определяют любопытный характер зарисовки "Sonata", демонстрирующей удивительную гибкость креативного мышления маэстро Ланы. До середины пьесы нас потчуют грандиозными оркестрово-фортепианными сюжетами, а после история свершает резкий скачок в сторону. И вот уже в дело вступает сварливый говорок "Хаммонда", барабанные брейки с подвижным басом расчищают площадку для импровизационного диалога, куда, по прошествии пары минут, активно включается и фоно. Развернутое полотно "Do Céu ao Inferno" не нуждается в услугах Густаво Амарала. Зато на одну из ключевых позиций в его комплексной структуре водворяется приглашенный струнный дуэт (Айран Оливейра - скрипки, Серхио Рабелло - виолончель). И при столь весомой поддержке мастермайнд Родриго предпринимает возвышенный неоромантический вояж за пределы обыденности, в заоблачную сферу своих надежд и желаний. Очаровательное сочинение, рельефно орнаментированное по всем правилам искусства аранжировки. Восстановленный в правах Амарал играет ключевую роль в эскизе "Fuga", написанном непосредственно для гитары и клавесина. "Noite A La Caipirinha" - это прозрачный и мощный симфо-фьюжн, покоряющий как техническим уровнем троицы, так и лирическим подтекстом, отчетливо пробивающимся сквозь усеянную нюансами фактуру. Совершенная пианистическая манера Ланы - центр притяжения в бенефисном опусе "Rock Espanhol". Тут, конечно, не обошлось без эффектной внешней рисовки. Впрочем, она оправдана самими кондициями фрески. Саунд-панорама, незамысловато озаглавленная "Jazz", предсказуемо уводит слушателя в мир бесконечного свинга и безупречных клавишных головоломок. Ну а кода "Piccolo Finale" - образчик высококачественного музыкального юмора, эдакий элемент разрядки для трех не по годам серьезных бразильерос.
Резюмирую: превосходная, глубокая и многомерная программа, фактически лишенная недостатков. Рекомендую.

Комментарии