Dr. Z "Three Parts to My Soul" (1971)

"В основе настоящей записи лежит концепция о троичности души. Spiritus воплощает врожденную добрую сторону человека; это красота, мягкость, благородство. Manes - олицетворение темного начала, собирательный образ заблудших душ, населяющих преисподнюю. Наконец, Umbra - теневая часть сущности, которая отказывается покидать Землю после смерти и остается здесь, дабы бродить неприкаянным призраком..." Весьма академично по меркам стандартных рок-групп, не правда ли? Но фокус в том, что Dr. Z не относятся к разряду обычных. Лидер прогрессивного трио Кит Кийс (фортепиано, клавесин, орган, вокал) на заре семидесятых числился профессором университета в Северном Уэльсе. И, видимо, религиозно-философская тематика единственной пластинки Dr. Z напрямую связана с его научными изысканиями.
Итак, "Three Parts to My Soul". Не ищите здесь лиричной наивности, характерной для целого ряда прото-прогрессивных актов того времени. В прорисованных англичанами звуковых картинах главенствуют два фактора: затейливый артистизм и особая атмосфера, задающая тон каждому из треков. Открывающий номер "Evil Woman's Manly Child" несет в себе солидный игровой заряд на ритм-н-блюзовой платформе. В отсутствие гитары солирующие партии распределены меж клавишными; и, конечно же, нельзя забывать про отменную работу коллег-аккомпаниаторов (Роб Уотсон - бас, Боб Уоткинс - ударные, перкуссия). Любопытно, что вокальные экзерсисы в этой конкретной вещи наглядно иллюстрируют природный дуализм личности: манерное пение параллельно дублируется шепчущим эхом, выражающим внутреннюю суть субъекта. 12-минутная эпическая история "Spiritus, Manes et Umbra" - это, прежде всего, цепкая ритмика и тексты-речевки, агрессивно оглашаемые профессором Кийсом. Вообще, вокальная подача фронтмена отчасти похожа на драматические откровения харизматичного Питера Хэммилла; фактурное сходство улавливается в экспрессивных пьесах типа "Summer For the Rose", где психоделические оттенки вытесняются энергетикой рока и второстепенными классицистическими элементами. Балладная мелодика + неоромантический антураж + хамелеонистое пение (от хоралов до нервно-взвинченных выкриков и тихого умиротворения) - слагаемые изощренной зарисовки "Burn in Anger", более прочих претендующих на "художественность". "Too Well Satisfied" - разлапистый марш для освобождающегося из оков плоти духа. Венчает альбом монументальная композиция "In a Token of Despair", чьи элегические красоты вкупе с острыми всплесками ярости призывают слушателя поразмыслить о непростой участи обреченного на одиночество нематериального существа. В комплекте прилагается парочка достаточно мажорных бонусов, изданных в 1970 г. синглом; в сравнении с непосредственным содержимым диска дополнения воспринимаются контрастно, однако картины в целом не портят.
Резюмирую: весьма оригинальный релиз, рекомендуемый в первую очередь поклонникам готического дарк-прога и раннего британского арт-рока.

Комментарии