
Порой увлечение становится главным инструментом в руках судьбы. Для американца
Дэвида Аксельрода (1933–2017) всё началось с джаза. Рождённый в Лос-Анджелесе, по молодости проведший несколько лет в Нью-Йорке – мировой столице свинга, 20-летний баловень фортуны возвратился домой бывалым, повидавшим многое мужчиной. Во второй половине 1950-х Дэвид сотрудничал с джазовым лейблом Hi-Fi Records. После закрытия конторы пару лет занимался устройством клубных концертов и музыкальных вечеров. А в конце 1963-го заполучил приличную должность на фирме Capitol. По первости клиентами Аксельрода были "чёрные" звезды соул-джаза вроде
Лу Ролза и
Джулиана «Кэннонболла» Эддерли. Однако в 1967 г., во время сочинения и оркестровки материала "Mass in F Minor" для рок-психоделистов
The Electric Prunes, маэстро почувствовал в себе силы и возможности для старта собственной композиторской карьеры. Разнообразные организационные задачи (подчас достаточно неудобные) Дэйв решал с абсолютным пониманием дела. Он придирчиво выбирал исполнителей (преимущественно ритм-энд-блюзового толка), просчитывал оптимальный количественный состав струнной и духовой медной секций (для этих целей потребовалось ангажировать профессионалов из престижного
Лос-Анджелесского симфонического оркестра), до последнего выверял партитуру и вместе с техником Джо Полито тщательно выстраивал звуковой баланс. Итогом коллективной студийной магии и пробным шаром для Аксельрода-артиста явилась программа "Song of Innocence" (1968) – вводная часть дилогии, вдохновлённой "Песнями невинности и опыта" уникального британского визионера
Уильяма Блейка.
Путешествие вышло захватывающим. Внушительный арсенал средств позволил мессиру Дэвиду развернуться в весьма широком инструментально-стилевом диапазоне: яркие "кинематографические" симфо-планы, барочный рисунок клавесина, классные рок-грувы, электрогитарные импровизации, перкуссионное изобилие, умело сращенные в единое целое компоненты психо-минимализма, джаза, эстрадной и условно академической манеры игры засверкали великолепием оттенков под бдительным продюсерским оком и благодаря таланту дирижёра
Дона Рэнди. Короче говоря, дебютант не подкачал. И отклики на релиз его по-хорошему удивили. Ибо среди впечатлившихся обнаружились даже властители меломанских умов
The Beatles, упорно зазывавшие Аксельрода в Лондон.

1969 год ознаменовался выпуском пластинки-продолжения – "Songs of Experience". Руководствуясь всё тем же коллажным принципом, автор поставил во главу угла удачно найденную креативную формулу. С точки зрения палитры обе сюиты воспринимаются сёстрами-близнецами. Что, в принципе, понятно и концептуально оправданно. Хотя плотность фактуры в данном случае немного иная. В соответствии с духом времени композитор добавил повествованию экспериментальной интриги, расцветил бессловесную драматургию психологическими нотками. И означенное смещение акцентов наиболее эффектно выразилось в виде заключительного эпизода "The Divine Image" с его аморфно-авангардным нагнетанием напряжённости и сведённым на нет крещендо.
Резюмирую: замечательные образцы полижанровости от одного из самых оригинальных американских композиторов-модернистов. Пропускать не советую.
2 комментария:
Чудесная музыка! И совершенно новый для меня композитор. Вот что радует - так это то, что сколько уже лет слушаю прогрессив и джаз, а открытия не иссякают... ))
Да, тут чем дальше, тем больше убеждаешься, сколь необозримо музыкальное поле чудес.
Отправить комментарий