Началось всё с хард-роковой команды Asterix. Её на на рубеже 1969/70 гг. сколотили экс-участники гамбургской формации The German Bonds. Фронтменом новообразованной бригады стал британский вокалист Джон Лоутон. Не прошло и полгода, как Asterix разродился лонгплеем, после чего ансамбль переиначили в Lucifer's Friend. В отношении профессионального роста коллектив двигался семимильными шагами. Если растиражированный в 1971-м безымянный первенец LF представлял собой "тяжеляк", вдохновлённый песнями Deep Purple, Led Zeppelin и Black Sabbath, то в дальнейшем англо-немецкий конгломерат действовал менее прямолинейно. Так, релиз "Where the Groupies Killed the Blues" (1972) для пущей привлекательности был разбавлен акустическими номерами, но при том демонстрировал определённую "прогрессивность" материала. Вещи с диска "I Just a Rock'n'Roll Singer" (1973) принимались лучше прочих, поскольку выкраивались по коммерческим лекалам. И благодаря доступности, не отменяющей качества аранжировки, даже попали в ротацию американских радиостанций. Однако главным достижением LF явилась их четвёртая пластинка, "Banquet". Здесь авторский дуэт Джона Лоутона и гитариста Петера Гессляйна развернулся во всю ширь и в итоге переплюнул самих себя. Хор, струнная и духовая секции, виртуозные инструментальные партии... Неслучайно профильный журнал "POP" окрестил данный альбом "оркестровым рок-пиршеством для музыкальных гурманов." И надобно заметить, господа-обозреватели ничуть не погрешили против истины.
Стартовая фаза, "Spanish Galleon", наверняка смутила не одну сотню поклонников LF из числа прежних. В этой 12-минутной конструкции оказались идеально подогнаны друг к дружке разномастные стилевые блоки: мощнейший игровой фьюжн с умопомрачительными гитарными загибами Гессляйна, симфонический хард-н-арт ядрёного свойства, незначительные лирические отступления и залихватский джаз-рок с феерическим пиано-рисунком Петера Хехта. "Thus Spoke Oberon" – единственная пьеса в общей обойме, сочинённая сторонними людьми. Конкретно – хитмейкерами Джоном Ф. Бакарди и Джоном О'Брайан-Докером. Романтическая подоплёка указанного опуса позволила Лоутону блеснуть певческим талантом на вступительной и заключительной стадиях трека, тогда как в срединной его части на фоне грохота полифонической канонады отвели душу четверо тевтонских коллег Джона. Рок-н-ролльным драйвом пышет адреналиновый этюд "High Flying Lady-Goodbye" – разудалый, редкостно зажигательный, под который так и подмывает встряхнуть фантомной – увы! – шевелюрой. Ритмичная брасс-завязка саунд-коллажа "Sorrow" не более чем забава, ибо дальше следует мелодичный балладный фрагмент в разреженной атмосфере призрачных аккордов Fender Rhodes. Тут же LF по традиции нагоняют хардовых страстей, незаметно меняющих оттенок на бравурный симфо-джазовый колор. Смысловая пауза-антракт к шестой минуте акта – повод обогатить ткань повествования сказочной клавишной аморфностью с всполохами флейты Герба Геллера, чтобы потом вновь удариться во все тяжкие... Завершается программа оркестрово-акустическими посиделками разбитного толка "Dirty Old Town". А бонусом к японскому изданию служит адаптированный для расширенного состава зонг "Our World is a Rock 'N' Roll Band" с дебютного LP Lucifer's Friend.
Резюмирую: великолепный пример комплексного, стильного и яркого симфоник-прога на хэви-основе. Нестареющая классика. Рекомендую.
Lucifer's Friend
3 комментария:
Честно говоря, до сих пор Лоутон вызывал у меня очень неоднозначные чувства. Исключительно как человек, с чьим именем связано начало заката Хипов. никогда даже не пытался выяснить, чем именно он занимался до этого. Как оказалось, зря.
Очень и очень достойный альбом. Местами не только напоминающий, но и ничем не уступающий приснопамятным UH. Местами ассоциации с Salisbury настолько явные, что приходится уточнять, не перепутал ли я треки.
Впрочем, это нисколько не умаляет достоинств альбома. Он великолепен. Более того, его уровень, как по мне, никак не ниже тех же классических альбомов UH.
Думаю, для мира музыки и общей гармонии Вселенной было бы лучше, если бы Лоутон выпустил еще парочку подобных альбомов, а не присоединился бы к процессу развала Хипов.
Кстати, в этом направлении очень хочется помечтать. Ведь одним из претендентов на роль вокалиста UH в тот момент был Кавердейл. А что, если бы...
Спасибо за столь развёрнутый отзыв, Влад. "Salisbury" я основательно подзабыл (сто лет не переслушивал), надо бы освежить впечатления.
Думаю, Лоутон не шибко виноват в сгущении сумерек над UH, просто к тому моменту пик их славы уже миновал. Всякая команда рано или поздно начинает испытывать проблемы с материалом. Ведь нельзя же раз за разом (к сожалению) выдавать на-гора шедевры...
Что до Lucifer's Friend – то это действительно первоклассный состав, мало в чём уступающий британским коллегам по цеху.
Одна из любимейших команд, эдакий прогрессивный Uriah heep. Многие команды начала 70-х звучат несколько архаично, звук бывает грязновато-глуховатым, и , слушая их, понимаешь, что группа лабала в эпоху, когда по Земле бродили динозавры. Но к LF это совершенно не относится. Команда звучит винтажно, но одновременно с этим очень свежо. Звук, аранжировки, переходы - все в масть! Ну и бесподобный голос Лоутона выделяет LF на фоне многочисленных команд, которым не так повезло с вокалистом.
Отправить комментарий