Несмотря на неоднозначность термина "third stream", порой без него бывает не обойтись. Яркий пример – творчество каталонского уникума Джауме Виласеки (р. 1968). Этот дипломированный пианист, выпускник Муниципальной консерватории Барселоны, также является обладателем учёной степени по испанской филологии, что, согласитесь, весьма серьёзно. Если же сосредоточиться исключительно на музыкальных достижениях маэстро, то здесь имею сообщить следующее: десятилетие с 1992 по 2002 г. прошло для Джауме в режиме тройного функционирования (как участник различных составов Виласека исполнял джаз, фьюжн и народные бразильские мелодии). Однако и при столь активной занятости он умудрился реализовать право на индивидуальную деятельность. В 1999 г. вышел альбом "Fotografies", записанный в формате трио. Спустя четыре года возглавляемый им бэнд увеличился до размеров квартета. И хотя сессионная деятельность нашего героя всё ещё превалировала над прочим, в качестве лидера ансамбля имени себя Джауме параллельно завоёвывал аудиторию профильных фестивалей. На излёте нулевых барселонский кудесник созрел для серийного эксперимента. Взяв за основу материал любимых с юности Genesis, Виласека при содействии коллег развернул классику прог-рока лицом к джазу. С предельной аккуратностью и максимальным почтением к первоисточнику талантливый каталонец вывел хрестоматийные произведения арт-легенды на кардинально иной уровень восприятия. Какой? Попробуем рассмотреть ниже.
Открывающая программу "White Mountain" служит вектором для диска в целом. Элегические краски (скрипка Эвы Пирек, флейта Виктора де Диего) уравниваются на звуковых весах с резвыми свинг-штрихами (фоно, бас Дика Тема, перкуссия Рамона Диаза). Четвёрка бойцов под чутким водительством Джауме умело избегает стилевой конфронтации; сказываются мастерство и опыт собравшихся. Без свойственных симфоническому прогрессиву многослойных клавишных, посредством достаточно лаконичного инструментария Jaume Vilaseca Quartet воссоздаёт комплексную архитектонику сонических миров Genesis. Наглядный пример – великолепная, украшенная импровизационными завитками "The Return of the Giant Hogweed". В эпической пьесе "The Musical Box" черты оригинала проступают эпизодически. Вариант Виласеки и К содержит больше "воздуха"; образуется широкое поле для фортепианно-духовых манёвров, постепенно засеиваемых элементами "латино". Соло саксофона, пиано-аккомпанемент, деликатные ударные преображают до неузнаваемости номер "Seven Stones". Зато в "Watcher of the Skies" процентное соотношение между каноническим мотивом и креативной отсебятиной примерно одинаковое. То же касается и силуэтов "Firth of Fifth", в которой знаменитую гитарную партию Стива Хэкетта по-своему преломляют мастермайнд с сеньором де Диего. Светлый лиризм этюда "After the Ordeal" сменяется забавной интерпретацией "I Know What I Like". Экзистенциальная трагическая сущность фрески "In the Cage" в камерном прочтении испанцев обнажается детальнее – за счёт выразительного скрипичного проигрыша улыбчивой девушки Эвы. Замыкающая схему агнцевская коронка "The Lamia" соблюдает тональную стройность подлинника. Конечно, не без финтов; впрочем, на данном этапе вольности сведены к минимуму.
Резюмирую: необычный представитель жанра "третий поток", базирующийся на принципах эстетического дуализма. "Пуристам" от прога рекомендовать остерегусь. Тех же, кто не страдает "зашоренностью", милости прошу приобщиться.
Jaume Vilaseca Quartet
1 комментарий:
Главное в этом альбоме: при прослушивании не привязываться к исходному материалу. Если это удалось, удовольствие гарантировано. Если же пытаться сравнивать версии, искать созвучности и различия... Мой совет: не забивайте голову ерундой.
Прекрасный инструментальный джаз. Сольные партии безупречны. Импровизационные эпизоды захватывающие. Очень важно: звучит альбом очень ненапрягающе. После тяжелого трудового дня дает расслабиться и почувствовать красоту Вселенной.
Наслаждайтесь!
Отправить комментарий