Радикализм – вещь коварная. Особенно в искусстве. Вот, скажем, Микеле Эпифани. Возглавляемый им ретро-бэнд Areknamés любим многими арт-меломанами. Но если вдуматься, истинного прогресса в творчестве итальянской бригады практически не наблюдается. Да, воплощенная в жизнь эстетика семидесятых прекрасна сама по себе. А как же развитие, углубление и видоизменение канонов? Вероятно, ощущением тупиковости пути и продиктовано погружение Микеле в абсолютно иную музыкальную область.
Subtilior – проект, мягко говоря, непростой. Прикрывшись дразнящей вывеской (в переводе с латыни – "весьма изысканный") и подключив маскировки ради коллег по Areknamés (гитариста Стефано Коломби, драммера Луку Фальсетти), маэстро Эпифани (орган "Хаммонд", электропиано, синтезатор) основательно поработал над фактурными составляющими материала. Усложненная композиционная формула (chamber-прог + дарк-эмбиент), реверансы в сторону академического авангарда и джаза (для этих целей использованы таланты сессионных исполнителей на духовых и струнных инструментах) на выходе обернулись амбициозным, интригующим и крайне оригинальным альбомом, который вряд ли удастся понять за один сеанс. Попробуем вглядеться пристальнее.
Программа представлена двумя отделениями. Получасовое действо "Absence" вмещает 13 этюдов, чья философская подоплека лаконично анонсируется в буклете. Вариация на тему отсутствия в действительности воспринимается попыткой обретения сути. Отсюда электроакустическое зондирование почвы ("Overt"), нервические маневры скрипки Пьерлуиджи Менкаттини и кларнета Валерио Чиполлоне под соусом РИО ("Primo Frammento"), тягучий камерный триллер несколько аморфного свойства ("Epicicli I"), диссонансное растекание "мыслью по древу", удерживаемое от аннигиляции предельно выверенной ритмикой ("Secondo Frammento"). Характерный момент: признаков лидерского гонора за Эпифани не водится. Он – равный среди прочих. Поэтому никакого выпендрежа, самодовольных клавишных соло – только предметно необходимая детализация. И то в ряде случаев за нее отвечают другие (зыбкие вибрафонические слои Кристиано Поманте в "Arioso" и "Toccata", второстепенные аккорды рояля Маурицио Фазоли в "Terzo Frammento", басовые контрапункты Антонио Марроне в "Resti (Quarto Frammento)" и т. д.). Есть и совсем уж экзотический по нынешним меркам прием: фрагментарное обращение к средневековым формам Ars Nova, конкретнее, к одному из безымянных мотивов Маттео да Перуджа (XV в.). Финальный эпизод "Absence: Clos" – дерзкая авант-фьюжн-ухмылка, свойски разрешающая поставленную задачу. Ну а трилогия "Upon a Ground", согласно замечаниям Микеле, родилась из-за желания написать саундтрек к немой киноленте 1920-х годов. Результат вылился в сюрреалистическое звуковое полотно, в коем ключевую роль играют тенор-саксофонисты Кармине Яньери, Мануэль Трабукко и виолончелист Массимо Магри. Энигматический бонус для любителей головоломок.
Резюмирую: отличный пример саунд-путешествия по обширному RIO-лабиринту, требующий строгого внимания и определенного настроения. Дерзайте.
Subtilior
2 комментария:
Вот ты (ок?) используешь термин РИО отдельно от авант-прог осознанно? Это ж скорее идейную сторону музыканта характеризует, а не структурную собственно музыки.
Вообще-то, использую параллельно. Потому как в моем понимании это практически синонимы.
Отправить комментарий