В семействе Van der Graaf Generator у Хью Бэнтона особая роль. Рыцарь
мелодии, он всегда стремится облагородить мрачновато-экспрессивные
выкладки харизматика Хэммилла. И этот уникальный союз функционирует -
страшно сказать! - вот уже 45 лет. Сольное творчество мистера Бэнтона на
редкость невелико: всего-то пара альбомов. Однако для завзятого
интеллектуала они представляют самостоятельный интерес. Как ни крути,
скромняга Хью - птица довольно высокого полета. В детстве он не бил
баклуши, а усердно осваивал фортепиано. Будучи школьником, Бэнтон
одновременно являлся учеником Перси Сандерса - органиста кафедрального
собора в Уэйкфилде (Западный Йоркшир). Позднее, в силу пробудившейся
страсти к электронике, наш музыкальный гений на правах инженера
сотрудничал в корпорации BBC. Ну а с конца шестидесятых пристанищем
мистера Бэнтона сделался "ансамбль песни и пляски" имени Ван дер Граафа.
Впрочем, то лишь парадная часть биографии. Мало кто догадывается о
редкостном хобби английского молчуна. Начиная с 1980-х он проектирует и
конструирует цифровые органы. Свыше четверти века компания The Organ
Workshop под чутким руководством Хью производит соответствующие агрегаты
для храмов, актовых залов и домашнего обихода. Яркой же иллюстрацией на
тему преимущества digital-инструментов над привычными трубчатыми
колоссами служат авторские записи Бэнтона. Его стартовым опытом в данной
сфере стала оригинальная транскрипция "The Goldberg Variations" И.С.
Баха (2002). А в 2005-ом Хью решил замахнуться на британского классика
Густава Холста (1874 - 1934), прославившегося симфонической поэмой
"Планеты". Сочиненное в 1913 г. творение композиционно задумывалось как
фортепианный дуэт. Впрочем, пятилетку спустя Холст собственноручно
перевел "The Planets" на оркестровый язык. С тех пор масштабная сюита
благополучно звучит в полифоническом варианте на всех странах и
континентах. Бэнтон же, идя от противного, сильно усложнил задачу. В его
распоряжении имелась набитая органами мастерская. И предстоял нелегкий
труд по адаптации массивной сонической глыбы к исполнению в
соло-формате.
Работа отняла у Хью два года жизни. В 2007-ом сессии
завершились. И, смею заверить, увенчались они победой. Ветеран
прогрессивного фронта сумел блеснуть тончайшим проникновением в суть
замыслов Холста, а заодно продемонстрировал недюжинный артистизм и
изумительное владение искусством аранжировки. Пользуясь собранной в The
Organ Workshop богатой сэмплерной библиотекой, Бэнтон путем
мультитрекинга создал мини-оркестр в одном лице. Саунд-диапазона
широчайшего. От духовой до струнной и медной секций. Трудно представить,
что вся эта мощь зарождается в недрах цифрового тон-генератора. По
правде говоря, при знакомстве с содержанием о технической подоплеке акта
не очень-то и вспоминаешь: столь велико стихийное очарование релиза с
его удивительными гармониями, тембральными изысками и строго
индивидуальными чертами каждого "планетарно-астрологического" цикла.
Поклонникам серьезной музыки - настоятельные рекомендации к неоднократному прослушиванию.
4 комментария:
Muito bom. Gustav Holst compôs a melhor musica de todos os tempos. Sem dúvida que Holst é descendente dos deuses. Este trabalho de ressurreição feito pelo Hugh Banton é a melhor prenda de Natal que eu poderia receber.
Um grande abraço, meu caro amigo Sergei.
Luciano Craveiro
Sim, Gustav Holst - um dos melhores compositores da história da música. Estou muito feliz que você apreciou este trabalho.
Я не совсем понял, чем оно похоже на Хольста. Хотя... может я недостаточно хорошо знаю его наследие.
Альбом очень интересен. Редко такое слышу. С одной стороны, близко канонам академической музыки. С другой, трудно с чем-то спутать. Это не послушаешь для расслабления. Требует концентрации. Обязательно оставлю в коллекции. Хорошо помогает отрешиться от мира.
Спасибо!
Ну, похоже хотя бы тем, что это произведение самого Холста, исполненное по нотам )) Другое дело, подход к аранжировке у Бэнтона весьма оригинальный. Однако сие, безусловно, в плюс интерпретатору.
Отправить комментарий