12 сент. 2014 г.

Er. J. Orchestra "Gabrielius" (1998)


"...Он и сам был похож на улыбающуюся птицу, / когда день за днем, год за годом по крупинке, / по камешку, по веточке собирал свой храм, / человек не от мира сего, как и его имя - Габриэлиус". Прозаическая поэзия композитора Алексея Александрова - особого рода интродукция, посвящение в таинство звуков украинской формации Er. J. Orchestra. Собственно, что есмь "Gabrielius"? Хладная твердь могильных плит и кладбищенских статуй, акварельные брызги недолгого осеннего солнца, загорелая плоть опадающих с первой листвой каштанов и мистический предутренний свет природы на безлюдных городских окраинах. Но это с лирической точки зрения. Если же двигаться от музыкальных стандартов, рискуешь увязнуть в целом ворохе определений. Впрочем, можно остановиться на лаконичном термине "этно-фьюжн".
World-стилистика Er. J. Orchestra не имеет конкретной привязки. И хотя содержащиеся в отдельных названиях пьес топонимы дают нам косвенный ситуационный абрис, тут все же уместнее вести речь о некоем фэнтези-срезе. То есть налицо широкий сонический спектр, сквозь который пропущены тончайшие нити джаза, арт-рока, универсальных структурных принципов нью-эйдж и приведенных к условному общему знаменателю фольклорных мотивов. Электрический инструментарий у "оркестрантов" не в почете. И это видно по составу: Алексей Александров (блок-флейты, рояль, перкуссия), Виктор Крисько (скрипка), Сергей Хмелев (вибрафон, маримба), Виктор Мележик (сопрано- и тенор-саксофоны), Дмитрий Соловьев (альт-саксофон), Владимир Сороченко (бас-гитара), Андрей Чугуевец (акустическая гитара, домбра, баян), Александр Береговский (вибрафон, китайские гонги, конго, бонго, ручной барабан, блок-флейта, ударные, перкуссия), Олег Кобцев (конго, бонго, вокал, перкуссия). Потому ждать от ансамбля заявки на прогрессив в традиционном его определении не стоит. Однако сие не отменяет интригующей сути сотворчества.
Шесть развернутых номеров - шесть ярких историй. "Чайная церемония Киев - Париж" по воле единоличного автора Александрова роднит милые сердцу "славянизмы" с не менее колоритными франкофонскими деталями (безумно интересно ощущать на примере баяна и скрипки, как в процессе меняется национальный характер мелодии). Не лишней оказывается и ритм-секция, направляющая коллажного типа повествование в линейное русло. Неспешное развитие главной темы релиза обусловлено философским экскурсом по тернистым джазовым тропам и экзотическим этно-диагоналям. Романтизированный опус "Письмо для Яны" местами навевает мысль о почивших в бозе соотечественниках Vermicelli Orchestra, только здесь краски ложатся иначе. Из затейливых микроинтервалов соткана фреска "Храм Бамбукового леса", погружающая нас в сказочную флору Азии. "Chanson d'Automne" - интеллектуальная рефлексия в манере à la française; насыщенный подробностями фьюжн с блуждающим идейным центром. Венчает панораму великолепный субэтнический коктейль "Сиринга", расцвеченный живой перекличкой всех инструментов.
Резюмирую: интересный и во многом оригинальный дебют от одной из самобытнейших групп восточноевропейского лагеря. Рекомендую.  

Комментариев нет: