9 мая 2014 г.

Panthéon "Orion" [plus 3 bonus tracks] (1972)


Высота, заданная чародеями из Focus, голландцам Panthéon так и не покорилась. Хотя обстоятельства для группы складывались очень удачно. Зародившись как типичный школьный бэнд, головастые парни взялись методично пробивать путь наверх. В 1971-ом молодые таланты победили на ежегодном фестивале Rekreade (Гаага), где в качестве приза отхватили возможность бесплатной рекординг-сессии на базе компании Phonogram. Первый студийный опыт обернулся изданием двухпесенного сингла. Причем из цензурных соображений название трека "Masturbation" переиначили в бессмысленное "Master Basion". Абсурд, конечно, ну да ребятам в тот момент на подобные мелочи было плевать. Они наслаждались приобретенным статусом. Ведь дальше Panthéon ждали выступления в Pop Temple Paradiso и прочих концертных залах. И не просто так, а на правах разогревающего состава у Focus и Solution. Миньон-альбом "Daybreak/Anais" упрочил популярность квартета. Panthéon сделались желанными гостями на радио и ТВ. Вскоре их приметил продюсер Тони Вос, помогший оформить контракт с прогрессивным лейблом Vertigo. И в 1972 году увидел свет единственный лонгплей ансамбля.
Открывающий трек "Daybreak" - воплощение лучших черт фламандского арта. Ярко выраженная мелодическая основа; ненавязчивая, но тотально присутствующая ритмика (за ударными - Роб Верхувен); изящная перекличка флейты Ханса Боера с "Хаммондом" Рюда Ваутерсона; почти что аккермановская гитарная подача Альберта Велдкампа + фоновый хорал, содержащий в себе явственный оптимистический посыл. Базовые композиционные компоненты вальс-фантазии "Anaïs" отличаются открыто подражательным характером: возникает ощущение, будто это вещь с барского плеча Тийса ван Лира. Однако автором всех сочинений числится органист Ваутерсон. А значит, имеет место сознательная инспирация классикой нидерландской прог-сцены. Впрочем, корить Panthéon не хочется: уж больно приятно ложатся на слух искусные произведения четверки. В 11-минутной теме "Apocalyps" наши герои демонстрируют умение играючи расправляться с фьюжн-элементами: мощные вензеля альт- и тенор-саксофонов Боера, обильное флейтовое сопровождение, гулкий бас Велдкампа, полифоническое богатство клавишных мастермайнда Рюда, сбивки и ускорение/замедление темпа... Усматриваются аналогии с творчеством Solution. Но исполнено - не придерешься. Да и незачем. Коротенький этюд "The Madman" разбавляет картину нотой шуточного сумбура. Маневр достаточно грамотный, если учесть плотное соседство миниатюры с титульным эпиком. Именно "Orion" служит средством удовлетворения коллективных амбиций участников действа. Непомерно крупная форма (хронометраж данного опуса - 19.28) намывается из элегического хорально-духового интро, взбалмошной инструментальной прог-эквилибристики, романтического вокализа в средней секции, зажигательных джаз-роковых пируэтов и других увлекательных эпизодов крайне замысловатой мозаики. Бонусами представлены: "I Want to Know" (небольшая проба пера; здесь Panthéon только нащупывают собственную модель поведения), вышеупомянутый эскиз "Masturbation" (трикстер, балансирующий на грани показной удали и записного лиризма) и сингл-версия хита "Anaïs".
Резюмирую: весьма симпатичный релиз, отмеченный исключительным профессионализмом его создателей. Рекомендую.  

Комментариев нет: