8 окт. 2013 г.

Tin Hat Trio "Helium" (2000)


Козырей в рукавах у этой замечательной троицы с лихвой хватило бы на десяток ансамблей. Ведь еще до образования собственно Tin Hat Trio каждый их музыкантов успел в той или иной степени заявить о себе. Выпускница старейшей в США Оберлинской консерватории большеглазая Карла Кильстедт (скрипка, альт) играла с корифеями авант-джаза Джоном Зорном и Роско Митчеллом, сотрудничала с Филипом Глассом и записывалась с массой других хороших артистов. Марк Ортон (гитара, добро, тенор банджо), за плечами которого Peabody Conservatory и Hart School of Music, также имел дело с Зорном, Биллом Фриселлом + участвовал в деятельности состава Old Joe Clarks. Интеллектуал Роб Бюргер (аккордеон, пиано, фисгармония, гармоника, марксофон) изучал классическое фортепиано в Джульярде, а позднее устраивал импровизационные вечера в Массачусетском университете в компании Макса Роуча, Юсефа Латифа и прочих выдающихся личностей. Короче говоря, им было, от чего оттолкнуться. И Tin Hat Trio действительно взяли недурной старт, презентовав слушателям свой дебютный релиз "Memory is an Elephant" (1999). Смешав танго с акустическим джазом и элементами авангарда, американские оригиналы вышли на большую тропу сезонных экспериментов. Пунктом номер два в их планах значился диск "Helium". И этот "выстрел" лег ближе к цели, нежели предшественник.
Тон действию задает банджо Ортона в "A Life in East Poultney" под заунывный маятник струнных и нарочито издевательское раздувание мехов. Непонятно, что перед нами: помесь ковбойского салуна с филармонией или же нечто принципиально иное? Вопрос повисает в воздухе, а публику тем временем прогоняют сквозь "пьяццоллистый" мотив титульной вещи. Дальше больше. В RIOшной ''Beverly's March" нервные окончания инструментов подвергают истязанию в chamber-масштабе, но и через атмосферу взвинченного сумбура проглядывает структурный композиционный каркас. Пропиликав на скрипке короткую кантри-тему "Scrap", госпожа Кильстедт вводит в оборот хмельной "Sand Dog Blues" весьма нестандартной комплектации. И уж совсем интересно выглядит сегмент "Fountain of Youth" с его тональными сдвигами от галопа к полной прострации и обратно. Втихую повенчав киношные саунд-эффекты с камерным музицированием ("Slip"), Tin Hat Trio лениво напускают блюзового тумана в протяжной "Width of the World". Затем эстафету принимает эклектический набросок "Seamstress Extraordinaire" - сущая радость для эстетов. На волне стилевой неопределенности протекают сюжетные перипетии трека "Esperanto". После чего в картину вклиниваются маршевый этюд "Big Blue House" и до одури меланхоличная история "Old Grey Mare". Скорострельная "Brennero" сталкивает лбами благородство аргентинского танго с грубыми манерами Дикого Запада, а уж томную "Anna Kournikova" и вовсе не знаешь, как расценивать: по кондициям, вроде бы, без намеков на юмор, но название так и сочится язвительностью. Гвоздь программы - финальная "Helium Reprise" с гипнотическим вокалом Тома Уэйтса и блистательным звуковым орнаментом от Tin Hat Trio.
Резюмирую: любопытно, необычно, загадочно. А в целом - очень на любителя. Тем не менее рекомендую к ознакомлению. Не исключено, что "Helium" окажется вам по вкусу.    

Комментариев нет: