При всей своей славе одного из ведущих церковных органистов современности, Ивер Клейве (р. 1949) на редкость скромный человек: ни тебе сайта в Интернете, ни профиля на Myspace. Таким образом, задача по восстановлению подробностей творческой биографии артиста представляется не самой простой. И все же попробуем осветить несколько штрихов, относящихся ко времени создания пластинки "Kyrie".
На тот момент в активе Клейве значились сольные, сугубо академические опусы, являющие собой фантазии на темы немецкого композитора Макса Регера (1873-1916). Другой стороной жизнедеятельности трудяги Ивера выступали союзы с фолк/кантри-певцом Пером Эгилем Ховланном, пан-флейтистом Роаром Энгельбергом и гитаристом Кнутом Рейершрудом. Иными словами, к полижанровым ракурсам маэстро было не привыкать. И нет ничего удивительного, что в копилку авторской программы "Kyrie" Ивер постарался сложить множество разнопородных составляющих.
В качестве инструментального арсенала мастермайнд задействовал фортепиано, церковный орган, Hammond B3 и синтезатор модели Roland JXSP. Естественно, дело не обошлось без гостей. Авторитетный джазовый ударник/перкуссионист Паоло Виначча, старый знакомый Рейершруд, горнист Кьелль Эрик Арнесен, несколько хоров (мальчиков из Кафедрального собора г. Осло, камерный под управлением Грете Хельгеруд и капелла храма Святой Жанны д'Арк) + разнополые лид-вокалисты объединили усилия для воплощения насыщенной звуковой палитры.
От заглавного номера в возвышенной госпел-манере действие движется в сторону духоподъемного джаз-псалма "Jordens Største Under" (особая атмосфера излюбленного Ивером собора в датском городе Оденсе, где протекал процесс записи, ощущается явственнее некуда). Далее - светло-печальный мелодик-поп-этюд "Alt Er Som Før", исполненный "на троих" (Клейве, Виначча, Рейершруд). В клавишном эксперименте "Der Professor Sitzt Im Bar" норвежский профи играет с оттенками настроений, а в полном религиозной мощи гимне "Jeg Løfter Opp Til Gud Min Sang" он же сооружает тональный аналог "лествицы Иакова". Тончайшая элегия "Sarah" - поразительной красоты арт-фреска, сотворенная Художником с большой буквы. И тут же - озорное мелькание солнечных пятен в эпизоде "Kos". В последующем Ивер не раз продемонстрирует уверенное владение всеми стилевыми спектрами. Экстатическое великолепие мессы "Med Jesus Vil Eg Fara", рождественское благоухание ангельского вокализа "I Ditt Lys", ритмичный фьюжн-речитатив "Lasarus", светоносный хоральный эскиз "Morgensang", проникающие в душу хрустальные дождевые капли пиано-мотива "Til Deg", синтетический коллаж "Nåde" в фольклорно-храмовых тонах и модернистской обертке - кажется, этому гению любая задача по плечу. Но главное, что эклектическая по сути мозаика благодаря композиционному дару Ивера Клейве обретает единый стержень, получая шанс уподобиться целостному и законченному произведению современного искусства.
6 комментариев:
Gosto muito de Iver Kleive.
Muito obrigado. :))
Eis aqui o melhor disco de prog português:
http://elementmusical.blogspot.pt/2013/10/saga-homo-sapiens.html
As letras ainda não estavam disponíveis na Internet. Uma prenda para os verdadeiros apreciadores de rock progressivo.
Abraço de Portugal.
Obrigado, Luciano.
Vou tentar ouvir este álbum.
Com os melhores cumprimentos,
Sergei
What a NICE surprise! Thank you Thank you THANK YOU!!!
Any chance you could re-post Iver's other recordings
The chances are always there, but not now.
Отправить комментарий