На отсутствие популярности эти двое и раньше не жаловались. Однако в 1991 году известность Ивера Клейве и Кнута Рейершруда сделалась повсеместной. Разумеется, виной тому выход диска "Blå Koral". Программу сразу же нарекли скандинавским "культурным феноменом", а ее создатели удостоились премии Spellemannsprisen (норвежский аналог "Грэмми"). Впрочем, то было лишь начало. Далее последовала обширная серия церковных концертов. Ну а пиком общественного признания заслуг дуэта можно считать 1994 год, когда обоим доверили написать музыкальное приветствие для церемонии открытия XVII зимних Олимпийских игр в Лиллехаммере. Друзья, конечно, гордились оказанной честью, но останавливаться на достигнутом не хотели. В головах Кнута и Ивера зрела мысль о продолжении их первого совместного акта. И вот спустя пять лет чудесным январским днем они возвратились в кафедральный собор города Оденсе (Дания) с единственной целью: дать жизнь новому детищу...
Работалось легко; помогала сама атмосфера места. Запись проходила ночами (в остальное время в храме велись службы), и это обстоятельство также способствовало вдохновению. Инструментарий привычный: орган, гитара + аналоговый двухдорожечный аппарат Studer A 810 (мастеринг пленок осуществлялся в стокгольмской студии Cutting Room). Репертуар традиционный: средневековые псалмы, фольклорные текстуры, академические этюды и пара собственных вещей. Итак, предыстория очерчена, перейдем к деталям.
Вступлением служит титульный номер авторства Рейершруда. Проникновенный гитарный рисунок воплощен с блюзовым чувством, подлинным драматизмом и превосходно выстроенной мелодической линией. Пик сюжета - неземной красоты крещендо. Струны взрываются эмоциями, нарастает грозный органный шквал... Душа сотрясается соническим ураганом, растворяется в катартическом вихре и - возрождается обновленной на знакомой, покрытой снегами и грустью земле... "Herre Gud, ditt dyre navn og ære" до поры накрапывает тихими блаженными обертонами, покуда в действие не вклинивается трубный зов органа, насыщающий пространство торжественным пафосом. "Jesus Kristus er vår frelse" - уникальная возможность понять, по какому принципу сочинялись религиозные гимны в XIII веке. Про аутентизм исполнения говорить, естественно, не приходится, ибо здесь не обошлось без "рокерских" вольностей электроманьяка Кнута. Своеобразное прочтение произведения Людвига Матиаса Линдемана (1812 - 1887) "Kirken, den er et gammelt hus" по степени экстатической мощи, пожалуй, перекрывает даже успехи Терье Рюпдаля - мастера в данной части. Затем слушателю позволяют передохнуть. Фолковые эскизы "På det store hav me siglar" и "Et lite barn så lystig" где-то баюкают, а где-то напротив - звучат озорно и оптимистично. Старинный опус "I al sin glans nu stråler solen" датского композитора Хенрика Рюнга (1807 - 1871) на стихи священника и поэта Николая Северина Грундтвига (1783 - 1872) наполнен вокалом профессионального певца Пола Диссина - одного из корифеев нордической сцены. Дальнейшие маршруты наших героев лежат в области медиевальных наигрышей ("Fagert er landet"), христианских панегириков ("Jesus, det eneste, helligste, reneste"), "черных" луизианских блюзов ("The ship is at the landing") и созерцательно-возвышенной мотивности, берущей исток в северных корнях артистов ("Om nogen ondt meg vil"). Замыкает панораму классицистический арт-набросок Ивера Клейве "Landkjenning", решенный с фантазией и вкусом.
Резюмирую: во всех отношениях великолепный релиз. Искренне рекомендую каждому меломану.
Работалось легко; помогала сама атмосфера места. Запись проходила ночами (в остальное время в храме велись службы), и это обстоятельство также способствовало вдохновению. Инструментарий привычный: орган, гитара + аналоговый двухдорожечный аппарат Studer A 810 (мастеринг пленок осуществлялся в стокгольмской студии Cutting Room). Репертуар традиционный: средневековые псалмы, фольклорные текстуры, академические этюды и пара собственных вещей. Итак, предыстория очерчена, перейдем к деталям.
Вступлением служит титульный номер авторства Рейершруда. Проникновенный гитарный рисунок воплощен с блюзовым чувством, подлинным драматизмом и превосходно выстроенной мелодической линией. Пик сюжета - неземной красоты крещендо. Струны взрываются эмоциями, нарастает грозный органный шквал... Душа сотрясается соническим ураганом, растворяется в катартическом вихре и - возрождается обновленной на знакомой, покрытой снегами и грустью земле... "Herre Gud, ditt dyre navn og ære" до поры накрапывает тихими блаженными обертонами, покуда в действие не вклинивается трубный зов органа, насыщающий пространство торжественным пафосом. "Jesus Kristus er vår frelse" - уникальная возможность понять, по какому принципу сочинялись религиозные гимны в XIII веке. Про аутентизм исполнения говорить, естественно, не приходится, ибо здесь не обошлось без "рокерских" вольностей электроманьяка Кнута. Своеобразное прочтение произведения Людвига Матиаса Линдемана (1812 - 1887) "Kirken, den er et gammelt hus" по степени экстатической мощи, пожалуй, перекрывает даже успехи Терье Рюпдаля - мастера в данной части. Затем слушателю позволяют передохнуть. Фолковые эскизы "På det store hav me siglar" и "Et lite barn så lystig" где-то баюкают, а где-то напротив - звучат озорно и оптимистично. Старинный опус "I al sin glans nu stråler solen" датского композитора Хенрика Рюнга (1807 - 1871) на стихи священника и поэта Николая Северина Грундтвига (1783 - 1872) наполнен вокалом профессионального певца Пола Диссина - одного из корифеев нордической сцены. Дальнейшие маршруты наших героев лежат в области медиевальных наигрышей ("Fagert er landet"), христианских панегириков ("Jesus, det eneste, helligste, reneste"), "черных" луизианских блюзов ("The ship is at the landing") и созерцательно-возвышенной мотивности, берущей исток в северных корнях артистов ("Om nogen ondt meg vil"). Замыкает панораму классицистический арт-набросок Ивера Клейве "Landkjenning", решенный с фантазией и вкусом.
Резюмирую: во всех отношениях великолепный релиз. Искренне рекомендую каждому меломану.
5 комментариев:
Лютеранские гимны и религиозные фолк, медитации эха струнных и пронизывающая мощь церковного органа для меня весьма привлекателен. Кому как, а мне проникли в душу эти ребята. Не приходилось слышать ранее, а потому большое спасибо за луч света, дружище.
Странно, почти в каждой композиции альбома улавливаю тревожные нотки грядущего Армагеддона, хотя за моим окном свежий воздух, солнечное тепло и мягкий прохладный ветер, едва колышет дерева лист. Тем ни менее, мысли от прослушанного почему-то далеко не светлые.
Не знаю, как насчет Армагеддона, но релиз и впрямь замечательный, ничуть не хуже их первой пластинки.
Рад, что Вам по душе.
Да? А вот мне почему-то первый альбом ближе. Этот совсем уж суицидальные мысли вызывает. Хотя, не спорю, класс высочайший.
Не знаю, не знаю. Все-таки ребята за основу берут псалмы. А суицидальный настрой и религиозность, по-моему, вещи несовместимые. В любом случае, оба диска люблю в равной степени. Хотелось бы послушать и последнее их творение - "Nåde over nåde" (2006), но пока что-то не получается...
Muito obrigado. Gosto muito.
Отправить комментарий