Начнём с очевидного: арт-рок – большое искусство. И его (как, собственно, и классику) надо уметь играть. На обширном пространстве СССР подобными навыками преимущественно славились эстонские коллективы, среди которых наиважнейшим можно смело считать созданный в 1979 году ансамбль In Spe. Костяк формации составила подающая надежды интеллектуальная молодёжь. А вдохновителем, художественным руководителем и ведущим композитором In Spe стал клавишник и флейтист Эркки-Свен Тюйр, ныне пребывающий в статусе живой легенды прибалтийской академической сцены. Свою первую рок-бригаду Ezra он организовал в стенах Таллинского музыкального училища имени Георга Отса. Впоследствии некоторые из членов этой звуковой артели перекочевали в ряды In Spe. По свидетельству мэтра, группа воспринималась им в качестве образцовой лаборатории для обкатки свежих идей. Творческая самобытность, здоровая амбициозность и подлинное мастерство быстро вывели ребят в ранг профессионалов. В начале 1980-х команда успешно выступила в Москве, в 1982 г. ярко заявила о себе на рок-фестивале в Тарту. А ещё через год, после принятия Тюйра в Союз эстонских композиторов, Всесоюзная студия грамзаписи предложила новоиспечённым прогрессорам заняться подготовкой материала для пластинки. И вскоре фирма "Мелодия" в серии "Эстрадная музыка" (!) растиражировала безымянную дебютную программу In Spe, куда вошли сочинённые в 1979–1981 гг. экспериментальные пьесы Эркки-Свена.
Открывается альбом масштабным трёхступенчатым опусом "Sümfoonia Seitsmele Esitajale / Symphony For Seven Performers". Своеобразным введением здесь служит философский этюд "Ostium", опирающийся на звучание синтезаторов Тюйра и Марта Метсалы, техничные гитарные пассажи Рихо Сибула, незаметные манёвры электропиано в исполнении Анне Тюйр (супруга композитора) и нордически хладнокровные действия ритм-секции (Тойво Копли – бас, Арво Урб – ударные). Часть вторая, "Illuminatio", являет собой загадочное камерное произведение, тон которому задают флейта и тенор-рекордер Пеэтера Брата. За мгновения великосветского рыцарского пафоса в контексте истории отвечают клавишные, воздвигающие фоновую соническую стену замково-крепостного типа. Заключительный элемент триптиха, "Mare Vitreum", весьма интересен не только с точки зрения развития сюжета (филигранное соединение разнополярных эстетических материй), но и в плане оформления палитры: невзирая на обилие инструментов, зарисовке свойственны прозрачность, изящество и благородство. Единственный вокалосодержащий номер, "Antidolorosum", базируется на стихотворении эстонского поэта Артура Алликсаара (1923–1966). Отличительная особенность этой вещи – взрывная хардовая гитара Сибула в окружении клавишных, подчёркивающих высокую трагичность смысловых перипетий. Анти-болеро "Päikesevene / The Sunboat" по своим кондициям одновременно смахивает на музыку к балету и саундтрек к несуществующему спектаклю. Мистериальная конструкция, пропущенная сквозь сито прог-роковой аранжировки. На правах финала – воздушная фреска "Sfääride Võitlus / The Fight of the Spheres", чья тонкая элегическая структура интриги ради сдобрена неожиданно тяжеловесными полифоническими вставками.
Резюмирую: серьёзная и мощная заявка на арт-классику 1980-х; один из лучших прогрессивных релизов того времени. Пропускать не советую.
In Spe
9 комментариев:
Very Taoly thanks!!!
You're welcome, my friend.
If you're curious, here's a link to the video: https://youtu.be/3l0Q7nQlLYg
There, the band performs material from the second album "Typewriter Concerto in D major".
Прекрасный диск!
Без каких-либо скидок на "совковость" или "устарелость". Пожалуй, наиболее интересная работа советского периода из всех слышанных мной.
Или я что-то упустил?
Сразу чувствуется, что работали настоящие "академисты". Любые технические запилы решительно отброшены за ненадобностью. Тем не менее, чувствуется очень приличный уровень каждого музыканта. Мелодии и композиция тоже близки к академизму.
Думаю, этот альбом может быть одинаково близок рокерам, джазистам и академистам.
Кстати, огромное спасибо за ссылку на видео в предыдущем комментарии!Яркое подтверждение всего, что написано ранее. Диалог флейты и ксилофона - великолепен!
С уважением,
Влад
Ну, "совковость" эстонцам была чужда по определению. Они всегда держались особняком на фоне остальных республик; эдакое государство в государстве, абсолютно западное по духу и образу жизни.
Звучание и композиционное построение у In Spe, в силу консерваторской подготовки большей части состава, конечно, выгодно отличались от остальных рокеров (пусть даже с приставкой "арт"). И, невзирая на разницу между первой и второй пластинками, сегодня они по-прежнему вызывают немалый к себе интерес со стороны ловцов "аудиожемчуга".
P.S. Кстати, Влад, если Вам любопытно, вот ещё несколько ссылок на архивные видеозаписи эстонских прогрессоров:
In Spe – Päikesevanne: https://youtu.be/jx_d7ZUlktM
In Spe – Maarjaorg (1986): https://youtu.be/Yms9FoC4Muw
Kaseke – Elevant (1983): https://youtu.be/UoWSvusplrg
С уважением,
С.
Конечно интересно! Огромное спасибо. Обязательно изучу.
С уважением,
Влад
Согласен с Владом Очень интересно и не нуждается ни в какой форме. И саунд не страдает от модных в то время эффектов синтезаторов и очень качественный, хоть я и не люблю это слово применительно к музыке :) спасибо за находку!
Я имел в виду не нуждается в форе. Этот телефон вечно исправляет на всякую ерунду :)
И Вам спасибо за комментарий.
С уважением,
С.
Спасибо Сергей за видео InSpe и Kaseke! Очень круто, где Вы только откопали такую редкость!)
Кстати недавно вышло переиздание первого In Spe на двух CD (https://www.nailboard.org/est/49/1956/in-spe-in-spe-2cd на втором cd - неизданный материал периода тоже Свен-Тююра), приобрел себе недавно) Ну и на втором альбоме замечательных эстонских проггеров Pohja Konn есть немало переаранжированного Свен-Тююровского/InSpe-шного материала, рекомендую
Отправить комментарий