22 апр. 2012 г.

Änglagård "Epilog" (1994)

Сегодня имя Änglagård произносится меломанами с уважительным придыханием. Есть от чего. Шведам выпала честь примерить на себя роль реинкарнаторов классического прогрессива. А также положить начало новому культу. Дебютным альбомом "Hybris" (1992) cтокгольмский квинтет убедительно доказал: "винтажный" саунд семидесятых по-прежнему актуален. По сути, программа явилась квинтэссенцией наиболее удачных идейных схем, апробированных двадцатью годами ранее. Но едва ли стоило бы петь дифирамбы группе, будь ее единственной заслугой оживление музыкальных ретро-тенденций. Творческий облик скандинавского ансамбля богат оригинальными чертами. И одна из них - уникальное гармоническое мышление участников проекта. Ведь не только англоманская арт-рецептура сделалась эффективным оружием в руках северян, но и базовые элементы корневого нордического фольклора впитались в плоть и кровь их авторских композиций. И если в "Hybris" действие во многом подчиняется мощному напористому саунду, то для полностью инструментального диска "Epilog" характерны несколько иные звуковые аспекты. О них и поговорим.
Двухминутный "Prolog" задает минорную тональность процессу. Плачущий меллотрон Томаса Юнсона, тонкие акустические арпеджио гитариста Торда Линдмана, траурные партии от специально приглашенного струнного трио - все это максимально работает на атмосферу тотальной скорби. Тут следует отметить, что в CD-буклете имеются стихотворные тексты, отражающие смысл каждого из треков. Данная прелюдия сопровождается такими словами: "Есть солнце, что больше моей улыбки / Есть солнце, что больше моей ненависти / Есть солнце, что больше моей жизни / Но не солнце, что больше, чем я, погасит меня..." В структуре центральной эпической пьесы "Höstsejd" иллюстрируется природное противостояние живого летнего тепла ураганным ветрам наступающей осени. Отсюда обилие ветвящихся ритмических линий, пружинистых гитарных атак Линдмана и Юнаса Энгдегорда. Для общего развития темы своего рода контрапунктом служит клавишный пассаж Юнсона, последовательно воскрешаемый на разных уровнях в органном и фортепианном исполнении. Сама же картина состоит из целого ряда секций, в которых слушателя то щедро одаривают безумным шквалом страстей, то, напротив, ублажают изящными элегийными сюжетами электроакустического толка. Натурфилософская зарисовка "Skogsranden" открывается меланхоличным камерным дуэтом для флейты (Анна Хольмгрен) и рояля. По истечении двух с лишним минут неоклассическая красота в мгновение ока рассыпается под градом диссонансных кримзоидных риффов и мастерских сбивок ударника Маттиаса Ольссона. Но и тяжелое прогрессивное буйство длится недолго, уступая эстафету дивной пасторали с меллотроновыми хоралами, хрустальными переборами гитары, фоновым бэк-вокализом Ёсы Эклунд и совершенно очаровательной флейтой. Финал, впрочем, вновь скатывается в заряженный отрицательными ионами хаос; однако подобная деструкция вполне оправдана художественно. Схожего рисунка придерживается и вещь "Sista somrar", где наряду с отчаянной рок-энергетикой наличествуют приемы из области академического авангарда. Замыкает программу клавишная реприза "Saknadens fullhet", знаменующая собой постижение героем великой экзистенциальной мудрости, чьим сопутствующим фактором всегда выступает печаль...
Резюмирую: подлинный арт-шедевр и один из лучших прог-релизов девяностых годов прошлого века. Настоятельно рекомендую.

3 комментария:

bakklajohn комментирует...

Большое спасибо, чудесные шведы!

Сергей Уваров комментирует...

Всегда пожалуйста. Могу также порекомендовать послушать Sinkadus и White Willow, если, конечно, Вы их еще не слышали.
С уважением,
С.

Влад Василь комментирует...

Да, эти ребята вписали себя золотом в историю. Неповторимо! Ни до, ни после никто не создал ничего подобного. Единственное "но" от меня состоит в том, что они слишком много у них реприз. Иногда даже удивляет такая приверженность к повторам. Поскольку даже не рассматриваю вариант с недостатком идей. У них такого не могло быть в принципе.
А вот Sinkadus и White Willow для меня ушли мимо кассы.