7 нояб. 2013 г.

Pat Metheny & Lyle Mays "As Falls Wichita, So Falls Wichita Falls" (1980)


Ну не странно ли? Фиксировать сугубо американскую историю на другом континенте, в совершеннейшей дали от событийно необходимого Канзаса? И тем не менее совместное музыкальное творение Пэта Мэтини и Лайла Мэйса записывалось отнюдь не в Штатах, а совсем наоборот - в норвежской столице Осло. Каким ветром их туда занесло - сказать сложно. Видимо, шальной стихией. Впрочем, оно и к лучшему. Ведь программные составляющие "As Falls Wichita, So Falls Wichita Falls" полнятся нюансами, подчеркнуть которые способен лишь опытный звукорежиссер. Такой, как Ян-Эрик Консхог. Иными словами, Пэту (гитары, бас) и Лайлу (фортепиано, синтезатор, орган, автохарп) сильно повезло с персоналом. Да и сотрудники студии Talent, думаю, остались под впечатлением от мастерства заокеанских клиентов. Ибо возможность поработать со столь любопытным материалом ценна сама по себе. Ну-с, довольно прелюдий, перейдем к сказке.
Сентиментальное путешествие на Запад. Без излишних головоломных пируэтов джазового толка, нарочитой технической эквилибристики и авангардной сумятицы в качестве побочного эффекта. Красота жеста? Это есть. Но при фактическом отсутствии рисовки, с ощущением портретной глубины и вложением неведомого постороннему смысла. Позабыв про штампы, привычные репризы и заготовки, братья по духу Мэйс и Мэтини начинают с чистого листа. Точка отсчета - заглавный трек длиною в 20 минут. Калейдоскоп плавно струящихся тем, чьей доминантой выступает настроение. Определить его трудно, границы зыбки, подвижны. Если же сузить и попытаться сформулировать, придется употребить эпитет "задумчивое". Пэт с Лайлом не развлекают. Они воссоздают атмосферу. За счет синти-переливов, аккуратных гитарных штрихов, тщательной детализации бэкграунда (тут особая роль отводится третьему члену команды - бразильскому перкуссионисту Нане Васконселосу). Софт-фьюжн превращается в этнический нью-эйдж, тот в свою очередь прячется под заостренными прог-рок-элементами вкупе с отбивающей ритм драм-машиной, а в итоге действо попадает во власть эфемерного "солярного" оркестрового бриза. Заманчиво? Еще бы! Так ведь и продолжение выглядит небезынтересно. Скажем, по-детски резвый полуакустический номер "Ozark", насквозь пропитанный теплом и дорожной пылью (Мэйс демонстрирует предельно яркую игру на фоно). И абсолютно противоположная эмоциональная картина представлена в 8-минутной элегии "September Fifteenth [Dedicated to Bill Evans]": камерный романс-воспоминание без слов. Берущий за душу, бередящий сердечные раны, невольно заставляющий прослезиться... Здесь все: блаженные искры юности с мечтами, порывами и желаниями, полноводная стремнина жизни и финальное неотвратимое колебание шторы на промозглом осеннем ветру. Мелодичный каскад 12-струнных аккордов в "It's for You" по мере развития пьесы заряжает оптимизмом, отрезвляет рефлексивными сюжетными планами и вновь озорно подмигивает на прощание. На "десерт" - экзотическая мистерия "Estupenda Graça", таящая в себе дыхание джунглей Амазонки и вокально подкрашенная волшебником Наной.
Резюмирую: великолепный саунд-экскурс по дальним уголкам памяти, решенный в оригинальной и увлекательной форме. Пропускать не советую.  

3 комментария:

Elemento Musical комментирует...

GRANDE CD. Por acaso eu tenho toda a discografia do Pat Metheny. Muito bom. :D

gonzo комментирует...

elemento musical: podrias mandarme el link de as falls wichita...?

Elemento Musical комментирует...

gonzo
Para acceder al enlace, haga clic en el título de este post. ;))