8 июл. 2012 г.

Jasun Martz & The Neoteric Orchestra "The Pillory" (1978; 2007)

Художник, скульптор, композитор, музыкант, продюсер... Последовательность здесь не так уж важна. В конечном счете, все это свидетельствует об одном: Джасан Мартц - личность исключительно творческая. И было бы в корне неправильно оставить за кадром его звуковое наследие.
Родился и вырос наш герой в Нью-Йорке. По окончании колледжа Джасан в качестве роуди (грузчика и сборщика аппаратуры) колесил по стране со множеством коллективов. В начале 1977 года судьба свела его с Фрэнком Заппой. К тому моменту юный американец страстно увлекся синтезаторами, и это не укрылось от пристального взора старины Фрэнка. Джасану доверили обслуживание гигантского агрегата семейства E-mu Modular Systems (на нем тогда играл британский виртуоз Эдди Джобсон). Итогом успешного концертного тура стала запись "Zappa, Live in New York", для которой усатый маэстро позволил головастому технику не только сделать несколько вокальных наложений, но еще и исполнить вспомогательные партии перкуссии. Впрочем, главное тут другое. В ходе турне Мартц: а) подружился с Джобсоном; б) приступил к сочинению магнум-опуса "The Pillory". Слово "виновнику торжества": "Замысел напрямую прорастал из моих музыкальных пристрастий: прог-рок, авангард, нойз, фри-джаз и обязательно невпупенное количество меллотронов! Штука в том, что дома я держал два таких инструмента и буквально балдел от их невероятного саунда..."
Затея требовала немалого количества времени. Впрочем, великодушный Заппа отнесся с пониманием и одобрением к идее своего протеже. Эксперименты он поощрял, а тут явственно чувствовалось нечто необычное! Щедрый Фрэнк предоставил в распоряжение Джасана сверходаренного коллегу Джобсона (скрипка, синтезатор) и маримбистку Рут Андервуд. Оставшиеся 38 позиций заняли участники специально сформированного объединения The Neoteric Orchestra. Рабочие сессии выдались сложными: разные студии - в Голливуде, Лондоне, Лос-Анджелесе... Курсировать между ними было тяжело, но у энтузиаста Мартца все получилось.
Композиционный размах "The Pillory" впечатляет. Эта внушительная 45-минутная махина представляет собою стилевой мега-микс с поступательным развитием сюжета. Исторический контекст: мрачнейшее средневековье. Как следствие - весьма своеобразная аура и типовой атрибутивный ряд: бряцанье цепей, незримые костры инквизиции, торжественные хоры, безмолвно клеймящие еретиков... В подобной грозовой атмосфере протекают первые 13 минут. Дальнейшее напоминает музыку к балету, где основными средствами служат меллотрон, флейта, струнные и перкуссия. После получасового священнодейства слушателя потчуют приемами из области авант-джаза, а завершается все на драматической хоральной ноте... Дополняет программу развернутое камерное трио "In Light In Dark In Between" - совместное авторское произведение Мартца (рояль), Джобсона (электроскрипка) и Джона Латтрелла (кларнет). Сокращенная версия данной вещи впервые была издана в 1982 г. на сборнике "An American Music Compilation". И лишь четверть века спустя Джасан вынес ее на суд аудитории в исконном виде. Что сказать? Серьезнейший образчик академического авангарда, заслуживающий воплощения под сводами консерватории.
Резюмирую: глубокий и комплексный релиз, рассчитанный на знатоков и ценителей жанра RIO. Однако и рядовым прогерам ознакомиться с ним не грех. Хотя бы для расширения кругозора.

2 комментария:

VaTAga комментирует...

В очередной раз с удовольствием прочёл Вашу рецензию. Заходить к Вам - приятнейшее занятие для старого рокера.

Сергей Уваров комментирует...

Спасибо большое за отлик. Подобное дорогого стоит.

С уважением,
С.