22 янв. 2019 г.

Upright "Opinion" (2004)


У канадской формации Upright судьба оказалась трудная, но счастливая. Основали группу в 1996 году Эрик Мартин (бас) и Бенуа Вердан (ударные). Оба на тот момент числились студентами музыкального отделения монреальского колледжа Cégep de Saint-Laurent. Вскоре к дуэту примкнули саксофонист Бернар Барибу и клавишник Эрик Сен-Жан. Не размениваясь по мелочам, молодёжь затеяла играть джаз. И преуспела. Талантливый квартет отметили премией на местном смотре-конкурсе искусств. Поскольку все четверо обладали способностями к сочинительству, за демо-альбомом дело не стало. Однако издать материал в нормальном качестве ребятам так и не удалось. После активных летних выступлений в джаз-клубах каждый из них решил пойти своей дорогой... Минуло семь лет. И дипломированный выпускник Монреальского университета Эрик Мартин захотел возродить бэнд. К этому времени у парня имелся с десяток дожидавшихся реализации авторских композиций. Из прежних коллег на зов Эрика откликнулся лишь духовик Барибу. Остальные участники подобрались благодаря старым институтским контактам. Аннам Нгуен (гитара), Марк-Этьен Саваж (клавишные), Жером Шамберлон (ударные) с удовольствием включились в работу. И в декабре 2003 г. после серии бесплотных попыток обновлённым Upright всё же удалось запечатлеть в студии инструментальную программу "Opinion".
Открывающая вещь "Nouveau Départ" демонстрирует всю серьёзность намерений канадцев. Крепкая ритм-секция, солидная партия гитары, философские саксофонные рулады с толикой угрюмости, атмосферная синти-посдветка... Уверенный, профессионально скроенный фьюжн. И эта рассудительность – без суеты, лишних нот, ненужных заигрываний со слушателем – импонирует. Титульная пьеса при общей лирической направленности содержит массу интересных, сугубо джазовых финтов. Здесь у любого ансамблиста есть собственная возможность для "цыганочки с выходом", но на правах ветерана этим преимуществом пользуется "свадебный генерал" Бернар. Трек "Le Grand" предназначен ценителям клубных джемов. Томная вязь духовых перетекает в плоскость броского электрического диалога с виртуозно-хлёсткими фразами и крайне интригующим развитием замысловатого сюжета. Зарисовка "Some Food" апеллирует к традициям брасс-рока, правда, с уклоном в привычный для квинтета неулыбчивый стиль. Оживляют повествование разве что нарочито легковесные синтезаторные пробежки Саважа. Впрочем, на существенное отступление от заданной линии рассчитывать не следует. Командный дух и предельная слаженность Upright лучше всего ощущаются в маневровой схеме "Maverick". Бойцы под чутким руководством Мартина поразительно тонко и точно взаимодополняют друг друга. Авантюрно-свинговый, с налётом "олдскульности", эпизод "Progression" служит определённой разгрузкой перед хитроумно сконструированным опусом "Stay Put" – внешне, быть может, не очень выразительным, зато скрывающим в себе ряд нюансов. Финальная фаза "Z" хороша тройным солированием – сакса, баса и фоно/органа. Мастерство в чистом виде, как оно есть.
Резюмирую: не прогрессив, но великолепно придуманный и по-взрослому воплощённый джаз-рок. Замечательная находка для меломана-эстета. Рекомендую. 

Upright

Комментариев нет: