Рождённый на британской колониальной земле в Южной Африке, подданный Её Величества Майкл Клемент Ирвинг Джиббс (р. 1937) к началу 1970-х годов зарекомендовал себя мастером на все руки. Тромбонист, пианист, ударник, дирижёр, композитор, аранжировщик... Короче, абсолютный профи. Чему, в принципе, грех удивляться, ведь в послужном списке дипломированного выпускника и преподавателя музыкального колледжа Беркли фигурировали коллективы Jazz in the Classroom, The John Dankworth Orchestra, The Graham Collier Septet, The New World, The New Jazz Orchestra, The David Lindup Big Band и т. д. Будучи закоренелым джазменом, маэстро не стеснялся контактов с представителями иных направлений. К примеру, в середине "золотого десятилетия" сотрудничал с Uriah Heep. Да и собственные работы Джиббса, если разобраться, отличались приличной жанровой широтой. Интересовался он всем понемногу – от фанка, ритм-энд-блюза и джаз-авангарда до прогрессивного фьюжн-рока и саундтреков. Плодотворно взаимодействуя со склонными к кроссовер-авантюрам коллегами – Иэном Карром (Nucleus) и Нилом Эрдли – Майк неустанно способствовал продвижению стиля "third stream". Обкаткой авторских сочинений на публике Джиббс занимался сперва с The Mike Gibbs Band, затем с The Mike Gibbs Orchestra. Пиком его художественных исканий можно считать пластинку "The Only Chrome-Waterfall Orchestra", о которой и пойдёт речь ниже.
За реализацию инструментальных идей Майка отвечала могучая международная сборная, в том числе духовики Чарли Мариано, Стэн Зальцман, Тони Коу, Дерек Уоткинс, Кенни Уиллер, гитарист Филип Катеринэ, басист Стив Суоллоу, ударник Джамма Сантос и прочие замечательные люди. Непосредственный зачинщик действа ограничился скромной должностью клавишника и функциями дирижёра внушительного сводного оркестра талантов. Спродюсированный небезызвестным Джерри Броном диск открывается колоритной пьесой "The Lady Mac: In Retrospect". Искристый мажорный арт соединён здесь с джаз-роковой интригой в крайне занимательную мозаику полифонического свойства. Волшебную этно-фьюжн-фреску "Nairam" добавил к коллекции джиббсовских произведений гитарреро Катеринэ. Годом ранее эта вещь украсила сольный альбом Филипа "September Man". И вот теперь без особых проблем вписалась в структуру "The Only Chrome-Waterfall Orchestra". Задиристая "Blackgang", придуманная троицей Боб Мозес/Майк Джиббс/Стив Суоллоу, – игровой аттракцион с подвёрстанным под фанк-ритм фри-джазовым рисунком. А после неё в строй вводится тягучий номер "Antique", чья унисонно-медитативная основа прострочена затейливым саксофонным штрихом. 7-минутная временная шкала опуса "Undergrowth" отмечена любопытными нюансами: тут и предвосхищающие индустриальную пост-панк-эквилибристику Роберта Фриппа секвенции, и мотивы индийской раги, подсвеченные партией электровиолончели специально приглашённого Колина Уокера (Electric Light Orchestra). Условно лирическое полотно "Tunnel of Love" – яркий образчик "третьего течения", где сквозь тени симфонического академизма проступают джазовые авант-силуэты. Венчает программу фактурный коллаж "Unfinished Sympathy", разветвлённый монотематизм которого держит слушателя в напряжении до самого финала.
Резюмирую: великолепный фьюжн-арт-эксперимент, воплощённый с неподдельным азартом, подлинным мастерством и безукоризненным вкусом. Рекомендую.
Mike Gibbs
Комментариев нет:
Отправить комментарий