Ансамбли, способные меняться до неузнаваемости, - редчайшее явление даже по прог-меркам. Таковы Isildurs Bane. Эти шведские профи не переставали удивлять аудиторию с момента возникновения. Стилевые метаморфозы их творческих исканий изумляли, озадачивали, завораживали, и вместе с тем служили отличной проверкой на гибкость сознания - как собственного, так и слушательского. Казалось, после изысканной симфонической манеры, доведенной до блеска на диске "The Voyage - A Trip to Elsewhere" (1992), "изильдуры" и впредь будут гнуть схожую линию. Как бы не так! Скандинавам удалось беспристрастным взором окинуть достижения прежних лет и сделать соответствующие выводы. После месяцев коллективных раздумий в богатой на события судьбе IB наметился очередной неожиданный кульбит...
"MIND Volume 1" заложил начало долгоиграющей стратегии, за основу которой было взято правило "добавлять, не вычитая". Подобная формула, рожденная лидером - органистом Матсом Юханссоном, по сути развязывала руки для самых разнообразных звуковых экспериментов. Отталкиваясь от базовых композиционных идей Матса, каждый из исполнителей (а здесь их поучаствовало с избытком) старался привнести в палитру свое видение тех или иных мелодических перспектив. Координационная же задача Юханссона заключалась в том, чтобы не мешать компаньонам инициативно вмешиваться в разработанные им структуры. Плюс держать под контролем соблюдение единства гармонических принципов. Словом, процесс записи альбома растянулся на годы. Но результат с лихвой оправдал ожидания.
Стартовая пятифазовая сюита "The Flight Onward" на стадии пролога напоминает зондирование почвы перед мощным спуртом. Из клубка цифровых секвенций прорезается тема - мотивный синтезаторный наигрыш в окружении струнных пассажей скрипача Иоакима Густафссона и гитариста Юнаса Кристофса. Позднее пространство вновь отдается на откуп абстрактной кутерьме сэмплерных эффектов, откуда, чуть погодя, открывается вид на широчайшее инструментальное поле, сплошь и рядом усеянное полифоническими побегами: тут и богатейшие перкуссионные россыпи Класа Ассарссона, в чьем распоряжении внушительный арсенал средств - от маримбы, ксилофона и гонгов до там-тама, треугольника и джембе; и разухабистая ритм-секция (Фредрик Эмильсон - бас, Кьелль Северинссон - ударные); и тромбонно-трубная перекличка Даниэля Бруно; и затейливые импровизации на флейте от Бьорна Джейсона Линда. Из общего гвалта периодически вырывается солирующая в джаз-роковом ключе гитара Кристофса, а верховный жрец IB Матс с его аналоговым девайсом аккуратно цементирует действо, сводя разнопородные элементы к одному знаменателю. В чистейшей и прозрачной камерной фреске "Ataraxia" сливаются в экстазе партии рояля от Ларса Хёгглунда, перестуки маримбы волшебника Ассарссона, благородный скрипичный рисунок Густафссона и неторопливые гитарные фьюжн-обертоны от маэстро Янне Шаффера. Частые смены планов (от прогрессива с индустриальным душком к масштабным оркестровым экзерсисам) характеризуют любопытный этюд "In a State of Comprehension". Центральный сюжет программы - коллажного типа эскиз "The Pilot": круговерть голосов из прошлого - властителей дум ХХ века (Гийом Аполлинер, Жан Кокто, Джеймс Джойс, Владимир Маяковский и др.), постепенное сгущение атмосферы, экстатический, взрывной диалог Кристофса и Линда, и светлый, жизнеутверждающий финал... В струнно-клавишной рапсодии "Unity" отражаются блики невысказанной мечты об идеальном мире. Впрочем, расслабляться подолгу нам не позволят, ибо с тыла приближается внушительный симфо-джазовый айсберг "Opportunistic Walk". Столкновение с ним, а равно и с последующим 15-минутным авант-опусом "Holistic Medicine", попросту неизбежно. Окончательно точки над "и" расставляет эмбиент-нойзовая панорама "A Blank Page", венчающая это грандиозное путешествие...
Резюмирую: загадочный и странный шедевр от одной из самобытнейших прог-роковых формаций планеты, подлинная классика жанра. Настоятельно рекомендую.
"MIND Volume 1" заложил начало долгоиграющей стратегии, за основу которой было взято правило "добавлять, не вычитая". Подобная формула, рожденная лидером - органистом Матсом Юханссоном, по сути развязывала руки для самых разнообразных звуковых экспериментов. Отталкиваясь от базовых композиционных идей Матса, каждый из исполнителей (а здесь их поучаствовало с избытком) старался привнести в палитру свое видение тех или иных мелодических перспектив. Координационная же задача Юханссона заключалась в том, чтобы не мешать компаньонам инициативно вмешиваться в разработанные им структуры. Плюс держать под контролем соблюдение единства гармонических принципов. Словом, процесс записи альбома растянулся на годы. Но результат с лихвой оправдал ожидания.
Стартовая пятифазовая сюита "The Flight Onward" на стадии пролога напоминает зондирование почвы перед мощным спуртом. Из клубка цифровых секвенций прорезается тема - мотивный синтезаторный наигрыш в окружении струнных пассажей скрипача Иоакима Густафссона и гитариста Юнаса Кристофса. Позднее пространство вновь отдается на откуп абстрактной кутерьме сэмплерных эффектов, откуда, чуть погодя, открывается вид на широчайшее инструментальное поле, сплошь и рядом усеянное полифоническими побегами: тут и богатейшие перкуссионные россыпи Класа Ассарссона, в чьем распоряжении внушительный арсенал средств - от маримбы, ксилофона и гонгов до там-тама, треугольника и джембе; и разухабистая ритм-секция (Фредрик Эмильсон - бас, Кьелль Северинссон - ударные); и тромбонно-трубная перекличка Даниэля Бруно; и затейливые импровизации на флейте от Бьорна Джейсона Линда. Из общего гвалта периодически вырывается солирующая в джаз-роковом ключе гитара Кристофса, а верховный жрец IB Матс с его аналоговым девайсом аккуратно цементирует действо, сводя разнопородные элементы к одному знаменателю. В чистейшей и прозрачной камерной фреске "Ataraxia" сливаются в экстазе партии рояля от Ларса Хёгглунда, перестуки маримбы волшебника Ассарссона, благородный скрипичный рисунок Густафссона и неторопливые гитарные фьюжн-обертоны от маэстро Янне Шаффера. Частые смены планов (от прогрессива с индустриальным душком к масштабным оркестровым экзерсисам) характеризуют любопытный этюд "In a State of Comprehension". Центральный сюжет программы - коллажного типа эскиз "The Pilot": круговерть голосов из прошлого - властителей дум ХХ века (Гийом Аполлинер, Жан Кокто, Джеймс Джойс, Владимир Маяковский и др.), постепенное сгущение атмосферы, экстатический, взрывной диалог Кристофса и Линда, и светлый, жизнеутверждающий финал... В струнно-клавишной рапсодии "Unity" отражаются блики невысказанной мечты об идеальном мире. Впрочем, расслабляться подолгу нам не позволят, ибо с тыла приближается внушительный симфо-джазовый айсберг "Opportunistic Walk". Столкновение с ним, а равно и с последующим 15-минутным авант-опусом "Holistic Medicine", попросту неизбежно. Окончательно точки над "и" расставляет эмбиент-нойзовая панорама "A Blank Page", венчающая это грандиозное путешествие...
Резюмирую: загадочный и странный шедевр от одной из самобытнейших прог-роковых формаций планеты, подлинная классика жанра. Настоятельно рекомендую.
6 комментариев:
Очень понравилось. А под конец, когда под музыку как бы комvентируют шахматную партию, так вообще уносит куда-то. Подобные ощущения помню вызывала "Революция номер 9", но там это было больше экспериментом, а здесь цельная музыка (по моим ощущениям). Жалко, нельзя ознакомиться сдругими их работами, все линки приказали долго жить. Спасибо за диск
На мой взгляд, у IB нет слабых работ. Одна из тех редких команд, что никогда не боялись экспериментировать со стилями. В результате каждая программа несла в себе немалую дозу интриги.
Линки при случае освежу. Просто сейчас нахожусь в отъезде. Но как только, так сразу.
Спасибо, Сергей. Знакомлюсь дальше :)
Не за что. Я обновил ссылки (альбомы "Cheval" и "Voyage"). Теперь они располагаются непосредственно под текстами рецензий.
Спасибо, Сергей. Очень интересные музыканты с нестардатным мышлением.
Если честно, до недавнего периода воспринимал их едва ли не самой значимой прог-группой современности. Обидно только, что с 2005 года ребята не выпустили ничего нового. Похоже, праздник под названием Isildurs Bane завершился...
Отправить комментарий