Десятилетие близилось к завершению. Менялся мир, трансформировались некогда привычные условия существования. Рок-герои вчерашних дней маячили на перепутье: одни пытались адекватно вписаться в неприхотливую музыкальную среду нового времени, другие, напротив, яростно восставали против чуждой им эстетики. Но и на этом лоскутном фоне отдельные артисты без суеты и помпы умудрялись-таки проявлять лучшие грани таланта. Яркий пример - SBB. Начиная с 1974 года, бравая троица под предводительством невозмутимого Юзефа Скжека только и делала, что активно гастролировала да пополняла собственную дискографию. Вот и финальные аккорды семидесятых группа встретила во всеоружии. В ту пору состав украсился вторым виртуозом гитары - Славомиром Пивоваром, прежде сотрудничавшим (как и остальные участники SBB) с Чеславом Неменом. Апофеозом совместной деятельности четырех поляков можно считать альбом "Memento z banalnym tryptykiem", не только подведший черту творческим исканиям замечательного коллектива, но и ставший одним из наиболее впечатляющих достижений Скжека и Кº.
Спектр вступительной пьесы "Moja ziemio wyśniona" широк и разнообразен: баюкая публику оркестровой прелюдией в почти что штраусовском варианте, музыканты без лишних слов переходят к драйвовому прогрессивному фьюжн-року... как вдруг, посреди накала звуковых страстей, квартет меняет траекторию и приступает к наведению элегийно-астральных мостов. В процессе совершается очередной тематический кульбит - и все ради соблазнительного шанса продемонстрировать техничную и одномоментно мелодически выразительную игру, проникнутую удивительно юной энергетикой. Сочиненная Пивоваром композиция "Trójkąt radości" заявлена в формате дуэта: клавишная подпитка от Юзефа с его "Полимугом" + электроакустические партии самого Славомира, пользующегося здесь редкой возможностью - с одной стороны, выступить проклассически настроенным лириком, с другой - расцветить пространство мистическими разреженными соло. Небольшой эпизод под названием "Strategia pulsu" (авторы - ударник Ежи Питровски и гитарист Апостолис Антимос) выдержан в сугубо джаз-роковом ключе: никаких "космических" выкрутасов, избыточной кружевной "артовости" - только четкость, очерченность фактуры, помноженная на исключительный профессионализм исполнителей. Зато в титульной 21-минутной сюите прогрессивно мыслящий романтик Скжек берет свое. Продолжая традицию присущих SBB развернутых эпиков, эта комплексная конструкция служит фактически эталонным воплощением идеально сбалансированной рок-фантазии. Тут и прельщающие полифоническим великолепием разливы клавишных (рояль, четыре подвида синтезатора Муга, орган); и рефлексивные шестиструнные арпеджио акустического плана; и светлые, по-попсовому праздничные вокализы в нечасто встречаемом у ортодоксальных прогеров мажоре; и отменные, наэлектризованные сверх всякой меры, источающие живую мощь предельно эмоциональные речитативы гитары... В общем, совершенно изумительная фреска, ни на йоту не утратившая своей актуальности.
CD-издание, предпринятое лейблом Metal Mind в 2004 году, содержит 10-минутный бонус-трек "Z których krwi krew moja". В нем характерные мечтательные интонации Юзефа гармонически изящно наслаиваются на энигматический тканевый рисунок, образуя в итоге до крайности любопытное полотно, интригующее нетривиальными схемами развития сюжета.
Резюмирую: подлинный шедевр и нетленная классика восточноевропейского прогрессива в целом. Рекомендую.
Спектр вступительной пьесы "Moja ziemio wyśniona" широк и разнообразен: баюкая публику оркестровой прелюдией в почти что штраусовском варианте, музыканты без лишних слов переходят к драйвовому прогрессивному фьюжн-року... как вдруг, посреди накала звуковых страстей, квартет меняет траекторию и приступает к наведению элегийно-астральных мостов. В процессе совершается очередной тематический кульбит - и все ради соблазнительного шанса продемонстрировать техничную и одномоментно мелодически выразительную игру, проникнутую удивительно юной энергетикой. Сочиненная Пивоваром композиция "Trójkąt radości" заявлена в формате дуэта: клавишная подпитка от Юзефа с его "Полимугом" + электроакустические партии самого Славомира, пользующегося здесь редкой возможностью - с одной стороны, выступить проклассически настроенным лириком, с другой - расцветить пространство мистическими разреженными соло. Небольшой эпизод под названием "Strategia pulsu" (авторы - ударник Ежи Питровски и гитарист Апостолис Антимос) выдержан в сугубо джаз-роковом ключе: никаких "космических" выкрутасов, избыточной кружевной "артовости" - только четкость, очерченность фактуры, помноженная на исключительный профессионализм исполнителей. Зато в титульной 21-минутной сюите прогрессивно мыслящий романтик Скжек берет свое. Продолжая традицию присущих SBB развернутых эпиков, эта комплексная конструкция служит фактически эталонным воплощением идеально сбалансированной рок-фантазии. Тут и прельщающие полифоническим великолепием разливы клавишных (рояль, четыре подвида синтезатора Муга, орган); и рефлексивные шестиструнные арпеджио акустического плана; и светлые, по-попсовому праздничные вокализы в нечасто встречаемом у ортодоксальных прогеров мажоре; и отменные, наэлектризованные сверх всякой меры, источающие живую мощь предельно эмоциональные речитативы гитары... В общем, совершенно изумительная фреска, ни на йоту не утратившая своей актуальности.
CD-издание, предпринятое лейблом Metal Mind в 2004 году, содержит 10-минутный бонус-трек "Z których krwi krew moja". В нем характерные мечтательные интонации Юзефа гармонически изящно наслаиваются на энигматический тканевый рисунок, образуя в итоге до крайности любопытное полотно, интригующее нетривиальными схемами развития сюжета.
Резюмирую: подлинный шедевр и нетленная классика восточноевропейского прогрессива в целом. Рекомендую.
10 комментариев:
Brawo! Wielka płyta :)
работа действительно гениальная. актуальности не утратила ни одна сыгранная нота. Вообще весь период первого созыва (1971-80) у SBB (включая последнюю запись "Live in Marburg 1980. The Final Concert") состоит из шедевров и почти-шедевров. но последние работы ( Memento... и Marburg) задают просто высочайшую планку.
Марк
Приятно удивлён! Окунулся в Дух конца 70-х с его не запрограммированным тембром и честным вокалом. Кое-где были видны "уши" Genesis, но как-же талантливо!
Не знаю, экивоков в сторону Genesis как-то не заметил. Вообще, мне всегда казалось, что у SBB собственный, достаточно узнаваемый саунд и оригинальная исполнительская подача. Единственное, чего не отнять у пластинки: это фантастического качества материал.
Умеете Вы, Сергей, расписать группу так, что грех не скачать :) Обязательно послушаю и оценю
Спасибо на добром слове. Надеюсь, не разочаруетесь :)
super płyta, SBB na tej płycie to arcydzieło lat 70-tych - dzieki :)
Чудесный альбом, лучший у этой команды... Блестящий по музыке и светлый по настроению...
С удовольствием переслушал в который раз...))
Благодарю..
Андрей Снесарев.
Как-то до сих пор не слышал их. Хотя и читал несколько хвалебных отзывов. Скорее сказался какой-то штамп. Ну, типа: "а что могли в те годы такого сыграть в Восточной Европе".
И зря. Получил огромное удовольствие.
Что хочу отметить в первую очередь - приличное качество записи. Хороший звук, хорошее сведение. Не всегда нравилось звучание гитар. Но это, скорее, вопросы к самим инструментам.
Совершенно не согласен с замечаниями по поводу похожести на классиков жанра. Тем более Genesis. Где? Мне местами Yes напомнило. Но это не копирование и не подражание. Скорее... дух!
При первом прослушивании посетила мысль о том, что весь восточноевропейский рок (который с уклоном в прогрессив) имел собственное узнаваемое звучание. Серьезно! Причем, именно славян! Видимо существование в относительно закрытой экосистеме таки привело к появлению уникального стилистического окраса. Он присутствует во многих работах русских, украинских, чехословацких групп того времени. Это очень интересно.
Что еще впечатлило? Акустические композиции. Пожалуй, именно они произвели самое сильное впечатление. Огромное спасибо, Сергей! Решил таки прислушаться к Вашему мнению. И, в очередной раз, не пожалел.
Ну, то, что "демократы" звучали обособленно - факт. Венгры, чехи, поляки и даже румыны создавали музыку по собственным рецептам, если и ориентируясь на Запад, то с совершенно необычного ракурса. А у SBB действительно с начала существования и вплоть до 1980-х практически не было слабых программ. Так что рекомендую ознакомиться с ними чуточку подробнее.
С уважением,
С.
Отправить комментарий