Terje Rypdal "Odyssey" (1975)


Истоки его необычного музыкального мышления следует искать в детстве. Шести лет от роду будущий гений авангарда брал уроки фортепиано. Разбирая по кусочкам наиболее трудные пьесы Шуберта, усваивал азы ремесла. В двенадцать Терье Рюпдаль заинтересовался духовыми. Занятия на саксофоне, флейте и активная школьная пятилетка по классу трубы не прошли бесследно. Различные способы извлечения звуков пригодились позднее, когда в жизни юного норвежца возникла гитара...
Рок-н-ролльная мотивация владела разумом Терье сравнительно недолго. Охладев душой к безотчетным адреналиновым выбросам, он отдался во власть эксперимента. Академические штудии Дьёрдя Лигети, джазовые заморочки Яна Гарбарека и любовь к импровизации стали той формообразующей субстанцией, из которой вылепилась мощная фактура Рюпдаля. Не заметить этот уникальный кусок породы было невозможно. Так что, попав под крыло Манфреда Айхера, Терье не просто оправдал надежды продюсера, но быстро выбился в лидеры лейбла ECM. И сложносоставную инструментальную концепт-программу "Odyssey" наш скромный герой уже воплощал в ранге абсолютного профессионала.
Записанную в августе 1975 года пластинку непросто подогнать под устойчивое определение. Здесь Рюпдаль (электрогитара, синтезатор, сопрано-саксофон) в компании четверки аккомпаниаторов (тромбон, орган, бас, ударные) блистательно разыграл многоуровневую комбинацию. Тональная поэма без слов получилась акварельной, объемной, наполненной неплотными, но весьма существенными элементами. За каждой фразой, за малейшим обертоном - бепределье космоса. Вот, скажем, открывающий номер "Darkness Falls". Характерные струнные рубато мастера накатывают волнами. Тепло Эгейского моря и призрачный свет дальних звезд сливаются в экстатическую сонорную гамму, чей морок будет преследовать вас на протяжении пути. Пространный 17-минутный опус "Midnite" олицетворяет страсть, скованную цепью прогрессивно-джазового свойства. Астральная торжественность "Adagio" отталкивается от разработанной маэстро Лигети микрополифонической схемы, инкорпорированной в фьюжн-контекст. Оркестровый эффект достигается за счет монументальных органных партий Брюньюльфа Бликса, парящих соло лидера и певучих тромбонных пассажей Торбьёрна Сунде. В структуре "Better Off Without You" нежнейшие бэкграунд-оттенки контрастируют с нарочито грубыми дисторшн-арпеджио Терье. Неотесанная, бурлящая энергия рока насыщает пейзажные закоулки трека "Over Birkerot", после чего волшебник Рюпдаль буквально из воздуха ткет магическую животворную фреску "Fare Well" - предтечу мегастилевых откровений диска "Lux Aeterna" (2002). Размеренный духовой джаз-этюд "Ballade" вдоль и поперек испещрен гитарными зарубками. Венчает картину где-то атмосферная, а в массе своей костисто-жилистая 24-минутная гипнотическая панорама "Rolling Stone" - парадоксальный симбиоз авант-эстетизма с неторопливой фьюжн-мелодикой.
Резюмирую: одна из несомненных художественных удач конторы ECM периода семидесятых и крупная веха в обширной дискографии Терье Рюпдаля. Настоятельно рекомендую.

Комментарии

Elemento Musical написал(а)…
Muito obrigado. :)
Sergei Uvaroff написал(а)…
Por favor, Luciano.