Правом на эволюцию французы Wapassou распорядились умеючи. Ручаюсь, никто из критиков не рискнул бы предречь фантастический творческий рост этой странной команды за столь короткий отрезок времени. Прошло всего лишь полтора года с момента дебюта, а бессменный лидер прожекта Фредди Брюа (клавишные), словно позабыв подростковые увлечения глючными "трипами" с примесью индуизма, сосредоточился на масштабах иного толка. Отныне его скромный ансамбль повернулся лицом к средневековому европейскому канону. Уделом Wapassou стала крупная форма, наполненная нестандартным по арт-роковым меркам содержанием. Тут, впрочем, важно отметить вот какую деталь. Брюа – заядлый экспериментатор. Брать на вооружение чьи-либо идеи, за исключением собственных, страсбургскому затворнику претит. Посему и вторжение мастермайнда Wapassou на камерно-симфоническую территорию далеко от притязаний академически воспитанного эстета. Композиторская техника Фредди – своего рода аномальная дисперсия звуков. Даже в общем соническом поле они продолжают существовать по совершенно алогичным законам. И хорошо, что данное обстоятельство не отпугнуло коллег по цеху, но заставило их пересмотреть взгляды на природу музыки. Карин Никерль (гитара) и Жак Ликти (скрипка) поддержали кардинальную смену стратегии, а негласный четвертый участник команды, инженер Фернан Ландманн, вызвался микшировать записанную в студии Azurville пластинку.
Поделенная для LP-издания на две части, "Messe en ré mineur" образца цифровой эры была перенесена на CD в соответствии с исконным замыслом Фредди – как монолитная сюита длиной в 39 минут (хотя вынужденная пауза сохранилась и на диске). Концептуальные воззрения автора исполнены оригинальности. И это слышно уже по начальным тактам. Авангардная завязка (электронно-синтетический закольцованный ландшафт + монотонная фольклорная подача, скрашенная певицей Эвридикой) не отменяет гипотетических кульбитов через века, в галантную эпоху труверов: отсюда менестрельские клавишно-скрипичные мотивы, пришпиленные острыми аккордами Муга. Когда же подверженный крайностям маэстро уступает капризам темной стороны разума, сочинение то оглашается хаотическим инструментальным стенанием, то сопрягается с поступательной ритмикой прогрессивно-нью-эйджевого минимализма. После антракта действие приоткрывается воодушевляюще-лучезарным вокализом. Брюа однако не дремлет. Экстатическим красотам противостоит запинающийся темп нетрезвых площадных гуляний. А затем электрические струнные партии Жака гиперборейскими всполохами прогоняют авант-сумятицу и сообщают новое качество манерным экзерсисам Фредди. От взятого органом и скрипкой (в сочетании с грубоватым хоралом) древнего лада веет античной мощью; вспоминается "El Greco" Вангелиса с его эпизодической отсылкой к критской старине. Дальнейшее развитие магнум-опуса протекает в том же сумбурно-причудливом варианте: непарадная фолк-модель; завуалированный синтезаторными пассажами тонкий медиевальный срез и под занавес – трепетная религиозная гамма, оправдывающая "мессианские" амбиции руководителя Wapassou.
Резюмирую: свободная от заимствований программа, мало пересекающаяся как с роком, так и с другими "ударными" жанрами. Но пропускать всё же не стоит.
Wapassou
2 комментария:
Очень непривычно и необычно. От оценок пока воздержусь. Альбом требует более вдумчивого прослушивания. Не уверен, что это мое, но в любом случае, весьма любопытно.
Да, на прочем фоне Wapassou выглядит своеобразной вещью в себе. Но тем интереснее разгадывать тайное значение творческих опытов французского трио.
Отправить комментарий