2 апр. 2012 г.

Björn J:son Lindh & Staffan Scheja "Bridges" (1989)

Третий (и последний) опус из концепт-серии Europa. Внешне неизменный состав (Бьорн Джейсон Линд - флейта, клавишные, Стеффан Шейа - рояль), верный продюсер-композитор Лейф Карлквист. И вроде бы, нет поводов ожидать от сюжетов диска чего-то необычного. Однако именно здесь скрывается подвох. "Bridges" отличается от остальных работ цикла креном в смежную стилевую плоскость. И виновник нововведений (о которых чуть ниже) - единоличный автор музыки, уникальный маэстро Линд. Причину корректировки курса угадать несложно. Ведь параллельно с этим Бьорн трудился над дивным альбомом "Svensk Rapsodi", полным симфо-артовых красок и пасторальных фолк-панорам. Выпускать одновременно схожие по звучанию пластинки было бы нецелесообразно. И как человек в высшей степени творческий, Линд решил зайти с другого бока. За основу отдельных колористических схем "Bridges" он взял джаз...
Начальная пьеса "Across Forever" ни единой нотой не выдает тайного намерения мастера. Перед слушателем пока еще удивительная, воздушная, напоенная солнцем и соленым морским бризом камерная манера повествования с минималистичным нью-эйджевым оттенком. Тут все приятно - и аккуратные арпеджио Шейа, и фоновая оркестровка, и ненавязчивые флейтовые эпизоды... Но каждая последующая секунда приближает к нам момент истины. И вот наступает черед титульной вещи. В атмосферных клавишных пассажах выкристаллизовывается драматический подтекст, действие постепенно наводняется великолепно имитированными посредством синтезатора партиями трубы. Что до естественных проявлений духовых, то здесь им придан загадочный восточный флер, идеально сочетающийся с общим рисунком композиции. В треке "Night Baloons" успешно реализуется привычная для обоих исполнителей стратегия: пролонгированное рассудочное вступление - резкое погружение в ритмичную центральную часть, богатую перкуссионными эффектами (ответственный Пар Линдвалль) - прозрачная умиротворенная кода. "Archway" и вовсе тяготеет к благородному седому классицизму аристократического пошиба. Клавишный этюд "Northern Light" носит пограничный характер: выверенная точность академических ходов периодически разбавляется импровизационными джазовыми маневрами. "La Puerta", оправдывая название, декорирована знойными испанскими мотивами, тогда как расположенная рядом "Rainbow Shadow" - мечтательно-меланхоличная фреска с рефлексивным уклоном. Затейлив язык пятиминутной вещицы "Colombine": внедрять авангардные элементы в кружевную нью-эйджевую легкость - на такое способен лишь исключительный фантазер (а Линд, как мы знаем, из их числа). Фортепианная элегия "September Children" вполне сгодилась бы для программных филармонических штудий; неплохая заявка на неоклассику. Да и короткий финал "Darmstadt Goodbye" замечателен отступлением от прежних канонов: искуснейший авант-дуэт для флейты и рояля - ничего подобного они еще не играли...
Резюмирую: более чем удачное завершение "европейской" трилогии. Рекомендуется всем поклонникам Линда, Шейа, а равно и тем, кто жаждет приобщиться к подлинному искусству.

Комментариев нет: