Djam Karet "The Devouring" (1997)

Мало кто умел так измываться над слушателем, как Djam Karet первой половины 1990-х. Если на диске "Burning the Hard City" (1991) они дразнили аудиторию тяжело-тягучими кримзофлойдизмами, то следующей программой "Suspension & Displacement" (1991) американцы попросту загнали своих поклонников в тупик. Ибо ожидать от прогрессивно настроенных музыкантов аморфных синтезаторных саундскейпов было по меньшей мере странно. И тем не менее дело обстояло именно так. Альбом "Collaborator" (1994) и вовсе походил на jam session с гостями (от Стива Роуча до Кита Уоткинса), нежели на полноценный релиз DK. Однако в 1997 году случилось долгожданное чудо. Квартет записал мощнейшую пластинку "The Devouring", разом реабилитировавшую членов ансамбля в глазах усомнившихся. Релиз в определенной степени подытожил творческие опыты Djam Karet как на почве чистопородного арта, так и в области имагинативной электроники. Остановимся на нем поподробнее.
В качестве стартовой площадкой используется композиция "Night of the Mexican Goat Sucker". И тут уж DK напрямую заряжают любимую игру в ассоциации, чередуя гитарные соло а ля Pink Floyd с цеппелинистыми хард-риффами и винтажными пробежками Гейла Эллетта на органе в духе, условно говоря, Greenslade. Убийственное начало, способное пригвоздить к стулу любого. "Forbidden by Rule" обрушивается отрывистым лязгом наэлектризованных струн (Эллетт соревнуется на пару с Майком Хендерсоном, при этом оба безбожно "косят" под Фриппа), меллотроновым бэкграундом, и постепенно вырастает в гипнотическую картину упадка техногенной цивилизации (особо отмечу колоритный басовый рисунок Генри Дж. Озборна). Отъявленным ностальгистам на правах подарка преподносится среднетемповая мотивная фреска "Lost, But Not Forgotten", под завязку наполненная разливистыми аналоговыми партиями клавишных и не менее мелодичными гитарными пассажами в фактурном гилморовском стиле. Поклонникам историй об НЛО адресуется красочный сюжет "Lights Over Roswell", отдающий нарочитой искусственностью прогрессива восьмидесятых. Главенствующая функциональная нагрузка ложится на ритм. И здесь стоит поблагодарить специально приглашенную скрипачку Джуди Гарп, искусно растворившую звучание своего инструмента в слэповых забавах Озборна и барабанно-перкуссионных брейках Чака Оукена-младшего. Плавное течение трека "Myth of a White Jesus" - своеобразная дань астральной психоделии и саунд-эффектам времен "Dark Side of the Moon". Любопытен пограничный характер пьесы "River of No Return", где находится место и трансовым космизмам, и почти кентерберийским фьюжн-порывам, и даже вкраплениям этно-прога. В "Room 40" изобретательная четверка отходит от имиджа "крутых парней" и демонстрирует весьма душевную и приятственную для слуха игру, заставляя вспомнить австралийских симфо-рокеров Sebastian Hardie. В загадочном опусе "The Indian Problem" Эллетт, помимо прочего, использует атрибутику индейских заклинателей ветра и дождя, тогда как расположенное по соседству произведение "The Pinzler Method" выделяется за счет причудливых гитарных "насаждений". Завершающим фрагментом паззла служит 11-минутная вещица "Old Soldiers' Disease" - очередной респект семидесятым, отличающийся дружелюбной беззаботностью.
Резюмирую: шикарный презент для почитателей модерн-арта под умело приготовленным ретро-соусом. Очень рекомендую.

Комментарии

Влад Василь написал(а)…
Как-то не сросталось у меня до сих пор с Djam Karet. Более свежие альбомы, не пришлись по вкусу. А потому, к данному релизу подошел крайне осторожно. В основном, из уважения к уважаемому Сергею. И не пожалел. Действительно замечательный альбом.
Спасибо за прекрасную рецензию!
Сергей "Sagael" Уваров написал(а)…
Спасибо за отзыв, Влад. DK - команда своеобразная. С техникой у них полный порядок, а вот идеи порой хромают. Но "The Devouring" можно смело причислить к эталонным творениям ансамбля.
С уважением,
С.