17 мар. 2019 г.

ExCubus "Mémoires incubussiennes" (1974/2008)


Одни из ранних представителей монреальской прог-сцены. Образовались в 1970 году под названием Incubus. Изначально костяк ансамбля составляли ударник Лео Ингланд, органист Мишель Фанёф, гитарист/вокалист Андре Дегюре, басист Люк Жиро. С этим набором исполнителей команда просуществовала весьма недолго. Уже в середине 1972-го Inubus функционировали в режиме трио: Фанёф (клавишные), Ингланд (ударные, вокал), Марк Делаж (гитара, вокал, бас). Следует заметить, что количественное урезание никак не сказалось на их активности. "Инкубы из Монреаля" развернули мощную концертную деятельность и порой разогревали аудиторию перед выступлениями Cactus, April Wine, Offenbach и иных именитых коллег. В 1973 г. коллектив усилили другим гитаристом/басистом – Пьером Пуле. Расклад оказался удачным. Справив в домашних условиях рождественские праздники, группа в январе 1974 г. отбыла из Канады на север Франции. В овеянном легендами месте – Шато д'Эрувиль, где на студии Strawberry трудились Rolling Stones, Дэвид Боуи, Элтон Джон и прочие флагманы брит-рока, квартет в течение недели записал диск-миньон из четырёх пьес. Однако дальше процесс разладился. Кризис в отношениях Incubus решили преодолеть единственно доступным им способом – разойдясь. Чтобы спустя тридцать лет собраться вновь под вывеской ExCubus и завершить начатое. К троице ветеранов (Лео, Мишелю и Марку) примкнула молодая поросль – гитаристы Андре Барьер и Клод Фанёф (сын ведущего композитора бэнда) из формации Polygone. Таким образом, затяжное путешествие во времени обрело достойный финал.
Открывает программу мрачный опус "Bléatis" с широким напластованием органных пассажей, колючими риффами и соло поперёк всякого размера, меллотроновой саунд-толщей и явственно ощутимой некромантско-готической жутью. Продолжением зловещего спектакля служит трек "Abomination d'une quarte de triton". Невзирая на его мелодическую продуманность, отсутствие различимых атональных структур, почему-то тянет провести параллели с ершистыми творениями РИО-грандмейстеров – например, Univers Zero или тех же Present. И пусть канадцы никогда не претендовали на статус законодателей прог-авангарда, хронологически они опережают вышеупомянутых бельгийских мэтров. Содержимое затейливой мозаики "Parade de l'Armée de verre (au matin)" соткано из лаконичного синти-вступления (ARP Odyssey) и основного действа, протекающего под знамёнами прогрессивного рок-марша. Замыкает семидесятнический раздел пафосная симфо-конструкция "Teeth", перекликающаяся с неоклассическими выкрутасами шотландцев Beggars Opera. Реализованная в новом тысячелетии художественная панорама № 2 при определённой стилистической преемственности тяготеет к некоторому смягчению звучания + отличается вплетением англоязычной лирики и большей "заоркестрованностью" полотен. Так, в доведённом до ума Мишелем Фанёфом наброске "Apple Tree Paradise" из наследия Incubus версии 1.0. на равных сосуществуют дарк-мессианство и деликатная фолк-баллада. Полифонические коллизии этюда "Tales of the Tree" можно принять за ударившихся в демонизм The Enid. Интригующая фреска "Pendergast" также не чужда инфернальности. Апогей светлого траура – заключительный мотив "A Child's Funeral", берущий истоки в смелых авторских опытах Incubus 1970 года.
Резюмирую: крайне нетипичная для квебекского прог-направления арт-единица. Яркий, умный и неординарный рок-акт. Рекомендую.


ExCubus

2 комментария:

Анонимный комментирует...

Очень понравилось. Пока не раскусил до конца но уже зацепило

Сергей Уваров комментирует...

Очень рад, что Вам пришёлся по душе альбом. По мне, так эти канадцы – весьма нетривиальные артисты.