«Польский ответ Жан-Люку Понти». Звучит смешно, по сути же – верно. Впрочем, звуковая одиссея Михала Урбаняка (р. 1943) заслуживает не меньшего внимания, чем творческий путь его именитого альтер эго. Музыкальная одарённость маленького Михала не вызывала сомнений у родных и друзей. Однако всерьёз осваивать скрипку он начал лишь в старших классах. Далее было профильное обучение у лучших педагогов Варшавы и Лодзи, престижные семинары в Москве. Но вместе с шестидесятыми в душу Урбаняка вторгся джаз, заставив классическую технику потесниться. Скрипач на время "перекрасился" в саксофонисты, примкнул к ансамблю Збигнева Намысловского и принялся колесить по джазовым фестивалям Старого и Нового Света. В 1969-м маэстро с супругой, певицей Урсулой Дзудзяк, и органистом Войцехом Кароляком учредил Michał Urbaniak's Fusion. Выступления коллектива воспринимались ортодоксально настроенными меломанами своего рода экзотикой, ведь наравне со скрипкой традиционного пошиба солист и композитор Михал использовал электрическую 5-струнную разновидность инструмента. Успех группы на фестивале в Монтрё (1971) ознаменовал крутой поворот в жизни нашего героя: звание лучшего скрипача Европы, получение стипендии для повышения квалификации во всемирно известном колледже Беркли, наконец, мероприятие New Violin Summit, где ему довелось сыграть на одной сцене с Робертом Уайеттом, Терье Рюпдалем, Жан-Люком Понти и другими звёздами. А в сентябре 1973 г. Урбаняк с Урсулой выехали на ПМЖ в Нью-Йорк...
Диск "Atma" записывался на студии лейбла Columbia летом 1974 года. Войцех Кароляк (электропиано, синтезатор Муга, орган "Farfisa"), Павел Ястшембский (бас) и Чеслав Бартковский (ударные) во главе с лидером бэнда (струнные, сопрано-сакософон) продемонстрировали оригинальность и мощь славянского фьюжн-фолка. Уже на уровне открывающей пьесы "Mazurka" нам явлен образцово-показательный синтез наивных сельских мотивов Восточной Европы с виртуозными, лихо закрученными джаз-роковыми партиями. Этюд "Butterfly" очаровывает эффектным журчанием клавишных, атмосферным вокализом госпожи Дзудзяк и общим лирико-созерцательным настроением. В рефлективной ткани "Largo" присутствуют загадочное мерцание океанской бездны и электрические всполохи сверхактивных, энергетически заряженных струнных пассажей. Драйв, задор, скорость и неуёмный оптимизм насыщают фактурную зарисовку "Ilex", за которой следует очередной уникальный опыт по сращиванию структурно разномастных деталей. Речь о номере "New York Batsa". Это – подлинная ода мультикультурализму, ибо в модерновый fusion-корпус интегрирована схема деревенской плясовой. Дилогия "Kama" убедительно доказывает авторскую состоятельность Урбаняка в деле создания экстравагантных эпизодов авангардного толка. Бессловесные певческие упражнения (если можно назвать так стенания, бормотание, вскрики, всхлипы и т. п.) Урсулы постепенно окаймляются мелодией, ритмом и своевременно сходят на нет. Венчает программу комплексная трилогия "Atma" (Yesterday – Today – Tomorrow) с грамотно выстроенным варьированием темпов, приёмов, комбинаций и смыслов.
Резюмирую: скромный шедевр прогрессивного джаз-рока, находящийся в ряду эталонных пластинок жанра. Очень рекомендую.
Резюмирую: скромный шедевр прогрессивного джаз-рока, находящийся в ряду эталонных пластинок жанра. Очень рекомендую.
Michał Urbaniak's Fusion
2 комментария:
Понравилось. Даже больше, чем собственно Понти. Сам Жан-Люк мне всегда казался скучноватым, Урбаняк - поинтереснее, кажется. Смотрю, дискография у него многоэтажная... Что еще послушать? ))
Поскольку пан Михал плодовит до крайности, можно смело рекомендовать всего альбомы по 1978 год включительно (дюжина точно наберётся). Позднее его творчество неравноценно. Но интереса ради советую оценить "Urbsymphony" (2003) – претенциозную заявку на современную классику.
Отправить комментарий