18 дек. 2011 г.

Be-Bop Deluxe "Futurama" (1975)

Неотъемлемое свойство британской арт-сцены эпохи расцвета - живое многообразие звуковых форм. Кажется, тут было все, чего душа желает. Слушателю-интеллектуалу оставалось лишь сделать выбор в пользу того или иного направления прогрессивной рок-музыки. И если сверхтребовательные к себе эстеты отдавали предпочтение ансамблям из разряда элитарных (Yes, Genesis, VdGG, Jethro Tull, ELP, King Crimson), то меломаны без претензий вполне довольствовались командами уровня ELO, 10cc или Roxy Music, успешно сочетающими в своем творчестве яркую развлекательность с комплексными аранжировками. К последней из категорий можно с полным правом отнести и героев нашего сегодняшнего обзора.
Be-Bop Deluxe - детище мультиинструменталиста и певца Билла Нельсона (р. 1948). Этот йоркширский мистификатор, экспериментатор и провокатор вырос в музыкально-артистической среде (отец и брат - саксофонисты, мать - танцовщица). Так что участь малыша Билли, можно сказать, была предопределена заранее. В подростковой стадии Нельсон-младший увлекся гитарой, кумирами его в ту пору значились Дуэйн Эдди и Хэнк Марвин. А уже будучи студентом Уэйкфилдского художественного колледжа, парень испытал сильнейшее потрясение от игры гениального Джими Хендрикса. Само собой, словно из рога изобилия, посыпались любительские бригады, где бравый юноша Нельсон оттачивал собственные гитарные таланты. В 1971 году ему удалось выпустить сольный альбом "Northern Dream", оттиснутый крошечным тиражом в 250 копий (при этом автор не получил ни цента отчислений от продаж). Однако запись попала в руки известного радиоведущего Джона Пила и неожиданно понравилась тому. С подачи диджея Билла приметили шефы лейбла EMI/Harvest. И далее история развивалась уже в рамках созданной Нельсоном формации Be-Bop Deluxe.
"Futurama" - вторая позиция в дискографии BBD. По мнению большинства рок-фэнов - сильнейший релиз в наследии коллектива. С этим трудно не согласиться. Биллу (гитара, клавишные, вокал, перкуссия), как единоличному лидеру бэнда, посчастливилось сочинить девять по-настоящему крепких песен. И, что немаловажно, надлежащим образом воплотить их в реальность при помощи басиста экзотического происхождения Чарльза Тумагаи и ударника Саймона Фокса. Полиритмические структуры треков богаты разнообразными стилевыми влияниями. Тут и напористая мощь хард-рока, граничащего с сумбурными психоделическими веяниями; и празднично-феерическое сверкание глэма; и частая смена тематического рисунка, характерная для прогрессива. Даже балладные среднетемповые номера типа "Love With the Madman" решены на редкость изобретательно, без ненужной слезливости/слащавости, но с долей всепроникающей убийственной иронии. Бойцовая элегия "Sister Seagull" так и вовсе добилась хитового статуса в Великобритании, захватывая аудиторию клейкими соло-партиями и риффами Нельсона, по-особому звучащими в пространстве прореженной клавишной атмосферы. Блестящее инструментальное мастерство участников проявляется в пьесах калибра "Sound Track", "Between the Worlds", "Swan Song", тяготеющими к размаху, помпезности и симфонизму. Впрочем, и другие пункты в этом занимательном путешествии выглядят не менее фундаментально...
Резюмирую: отменный пример не слишком глубокого, но весьма привлекательного, виртуозно исполненного поп-арта, точно отражающего дух времени. Ретронавтам - на заметку.

6 комментариев:

Avicenna комментирует...

Сергей! Уж не знаю, ставили ли Вы перед собой такую задачу, но прочтение данной рецензии утвердило меня во мнении: даже не попытаюсь это слушать. Очень ярко описано все, что не люблю в прогрессиве. Спасибо за предупреждение!

Сергей Уваров комментирует...

У меня не было намерения отвращать кого-либо от музыки, тем паче столь иезуитским способом. В конце концов, прогрессив - это палка о двух концах. Есть здесь, помимо очевидных достоинств, свои извивы. Неслучайно западные критики разделяют понятия "прог" и "арт-рок". Для них это абсолютно разные категории. Так вот, Be Bop Deluxe, по тамошней классификации, совершенно очевидно не прог, но арт. Вместе с ELO, Queen, Roxy Music, Аланом Персонсом и прочими ребятами. На мой взгляд, группа очень достойная в рамках вышеозначенной ниши, а Билл Нельсон, безусловно, талантливый музыкант, успешно продолжающий творить и поныне.

Анонимный комментирует...

С Сергеем абсолютно согласен очень талантливые музыканты Альбомов не много но все заслуживают внимания

Сергей Уваров комментирует...

Спасибо за столь развернутый комментарий.
Касательно термина "арт-рок" замечу, что определение давно уже устоялось и прочно вошло в музыковедческий обиход (см. к примеру работу: Сыров В.Н. Стилевые метаморфозы рока, или путь к «третьей» музыке. Нижний Новгород, 1997). И подвергать сомнению существование этого направления, на мой взгляд, вряд ли правомочно. Вопрос лишь в трактовке данного понятия. Ну да ладно.
"Согласитесь, что сравнивать музыку Be Bop Deluxe с ELO или Queen - это всё равно, что сравнивать монгольскую и перуанскую музыку..." Не соглашусь. С композиционной точки зрения творчество Be Bop Deluxe мало в чем уступает ELO. А если уж и проводить аналогии между монгольской и перуанской музыкой, то и здесь найдется объединяющий фактор: и та, и другая относятся к этническому разряду :)
Насчет положения о развитии идей Дэвида Боуи в рамках BBD я в курсе; читал об этом давным-давно. Однако, как мне кажется, в собственных выкладках команда Нельсона ушла гораздо дальше и несколько в сторону от маршрутов вдохновителя. Что, в общем-то, и замечательно. По крайней мере, обвинить этих ребят во вторичности навряд ли получится.

С уважением,
С.

Сергей Уваров комментирует...

Спасибо, обязательно загляну к Вам на страничку.
Собственно, в качестве обвинения и не воспринимал; нормальная дискуссия на заданную тему.
Что "арт-рок" - понятие общее, согласен. Собственно, так же, как и прогрессив-рок - термин достаточно условный. Однако все мы прекрасно сознаем, что под ним подразумевается.

Сергей Уваров комментирует...

Понимаю.
Вы совершенно правы: блог - дело сугубо личное. Точка зрения автора поста не является объективной по определению, это всего лишь частное мнение. И думаю, мало кому придет в голову опираться на него, как на истину в последней инстанции, и уж тем более прикрываться им, словно знаменем. Не тот случай.