Печаль на экспорт. Так бывает? В случае с Anekdoten - да. Одни из лидеров шведского прог-ренессанса девяностых, они сделали меланхолию своим фирменным отличием, родовым пятном, что в слиянии с именем группы образовало феноменальный оксюморон. Вдохновляясь британским артом многолетней давности, четверка скандинавов взяла на вооружение "винтажный" саунд аналоговой эры. Добавила в палитру жесткости альтерно-металла и северной поэтики, напустила эмоционального тумана. А после решила выставить суммарный результат на суд аудитории.
Спустя почти два десятка лет с момента выхода "Vemod" воспринимается вехой, у которой надо бы задержаться подольше всякому уважающему себя меломану. Классика? Безусловно. Пусть и опирающаяся на находки грандов (сравнениями шведов с эпохальными King Crimson образца 1973-1974 годов не пробавлялся только ленивый). И все же, у пластинки имеется собственное лицо. Угловатые черты погруженного в бесконечную череду рефлексий подростка, пытающегося противостоять отнюдь не детскому ужасу надвигающегося на него мира. Вечной драме взросления неизменно сопутствует печаль. Она-то и есть краеугольный камень подавляющего большинства произведений Anekdoten. Попробуем же рассмотреть их чуточку подробнее.
"Karelia". Застывшее в крепких объятиях сна угрюмое озерно-лесное пространство. Особую атмосферу пьесе задает звучание меллотрона. Тягучее интро изначально подстраивается под интонацию гобоя, а затем плавно перетекает в имитацию раскатов соборного органа. Как только пик погружения в интригу пройден, осуществляется выброс адреналина в виде лязгающих риффов (гитарист/клавишник Никлас Баркер и басист/вокалист Ян-Эрик Лильестрём активно используют исказители саунда), шелестящей перкуссии Петера Нордина и флейтово-скрипичных меллотроновых позывных от виолончелистки Анны-Софи Дальберг. Настоящий инструментальный боевик - холодный и мрачный, как и одноименная местность. Наступательно-маршевый напор вводной части трека "The Old Man & The Sea", оглушающий с первых тактов, постепенно отодвигается в тень, высвобождая место для грустных певческих откровений Лильестрёма, акцентированной отбивке ударных, ершистых электрогитарных партий Баркера, искусственных хоралов и выразительных аккордов Fender Rhodes piano от Пера Вайберга (в отдаленном будущем - органист Opeth). Эстафету принимает интереснейшим образом сконструированное сочинение "Where Solitude Remains", уравнивающее в правах грозовую дисторшированную мощь с пространно-элегийными вставками. Весьма немаловажную роль тут играет все тот же меллотрон, последовательно демонстрирующий богатство тембральных оттенков. Попутно хочется обратить внимание на любопытный стилистический микс в срединной фазе номера; здесь музыканты сопрягают друг с другом характерные шарманочно-цирковые примитивистские пассажи, легчайшие джаз-роковые обертоны и психоделическую расфокусированность, преподнесенную в ретро-варианте. Аморфная баллада "Thoughts in Absence" вызывает стойкие ассоциации с "Book of Saturday" тех же Кримзон. И вот что замечательно: если мысленно примерить вокальную линию к голосу Джона Уэттона да вовлечь в событийную канву струнные Дэвида Кросса, получим картинку, адаптированную под творческие экзерсисы ранних KC. А такое, согласитесь, дорогого стоит. Эксперименты по внедрению канонических рок-фигур Роберта Фриппа в ветвистую модернистскую структуру продолжаются на уровне агрессивной зарисовки "The Flow", явно инспирированной вещами калибра "Red". И сущим контрастом по отношению к ней выглядит очаровательно-бессловесная "Longing" - электроакустическая фантазия камерного свойства. Внушительный финал "Wheel" - абсолютно вне конкуренции по части монументальности. К набору привычных средств добавлены корнет и флюгель горн от гостевого духовика Пера Экстрёма. Энергетика на пару градусов выше прежней. Хаос, шум и ярость обнаруживают стремление к гармонии, что прослеживается и в мелодике, все ж таки присущей данной фреске, невзирая на различные эффектные издержки.
Резюмирую: скромный шедевр арт-рока периода 1990-х, чьи настроенческие кондиции актуальны и по сей день. Пропускать не советую.
Спустя почти два десятка лет с момента выхода "Vemod" воспринимается вехой, у которой надо бы задержаться подольше всякому уважающему себя меломану. Классика? Безусловно. Пусть и опирающаяся на находки грандов (сравнениями шведов с эпохальными King Crimson образца 1973-1974 годов не пробавлялся только ленивый). И все же, у пластинки имеется собственное лицо. Угловатые черты погруженного в бесконечную череду рефлексий подростка, пытающегося противостоять отнюдь не детскому ужасу надвигающегося на него мира. Вечной драме взросления неизменно сопутствует печаль. Она-то и есть краеугольный камень подавляющего большинства произведений Anekdoten. Попробуем же рассмотреть их чуточку подробнее.
"Karelia". Застывшее в крепких объятиях сна угрюмое озерно-лесное пространство. Особую атмосферу пьесе задает звучание меллотрона. Тягучее интро изначально подстраивается под интонацию гобоя, а затем плавно перетекает в имитацию раскатов соборного органа. Как только пик погружения в интригу пройден, осуществляется выброс адреналина в виде лязгающих риффов (гитарист/клавишник Никлас Баркер и басист/вокалист Ян-Эрик Лильестрём активно используют исказители саунда), шелестящей перкуссии Петера Нордина и флейтово-скрипичных меллотроновых позывных от виолончелистки Анны-Софи Дальберг. Настоящий инструментальный боевик - холодный и мрачный, как и одноименная местность. Наступательно-маршевый напор вводной части трека "The Old Man & The Sea", оглушающий с первых тактов, постепенно отодвигается в тень, высвобождая место для грустных певческих откровений Лильестрёма, акцентированной отбивке ударных, ершистых электрогитарных партий Баркера, искусственных хоралов и выразительных аккордов Fender Rhodes piano от Пера Вайберга (в отдаленном будущем - органист Opeth). Эстафету принимает интереснейшим образом сконструированное сочинение "Where Solitude Remains", уравнивающее в правах грозовую дисторшированную мощь с пространно-элегийными вставками. Весьма немаловажную роль тут играет все тот же меллотрон, последовательно демонстрирующий богатство тембральных оттенков. Попутно хочется обратить внимание на любопытный стилистический микс в срединной фазе номера; здесь музыканты сопрягают друг с другом характерные шарманочно-цирковые примитивистские пассажи, легчайшие джаз-роковые обертоны и психоделическую расфокусированность, преподнесенную в ретро-варианте. Аморфная баллада "Thoughts in Absence" вызывает стойкие ассоциации с "Book of Saturday" тех же Кримзон. И вот что замечательно: если мысленно примерить вокальную линию к голосу Джона Уэттона да вовлечь в событийную канву струнные Дэвида Кросса, получим картинку, адаптированную под творческие экзерсисы ранних KC. А такое, согласитесь, дорогого стоит. Эксперименты по внедрению канонических рок-фигур Роберта Фриппа в ветвистую модернистскую структуру продолжаются на уровне агрессивной зарисовки "The Flow", явно инспирированной вещами калибра "Red". И сущим контрастом по отношению к ней выглядит очаровательно-бессловесная "Longing" - электроакустическая фантазия камерного свойства. Внушительный финал "Wheel" - абсолютно вне конкуренции по части монументальности. К набору привычных средств добавлены корнет и флюгель горн от гостевого духовика Пера Экстрёма. Энергетика на пару градусов выше прежней. Хаос, шум и ярость обнаруживают стремление к гармонии, что прослеживается и в мелодике, все ж таки присущей данной фреске, невзирая на различные эффектные издержки.
Резюмирую: скромный шедевр арт-рока периода 1990-х, чьи настроенческие кондиции актуальны и по сей день. Пропускать не советую.
Комментариев нет:
Отправить комментарий