На экспериментальной фолк-джазовой сцене Скандинавии немало достойных имен. Но и среди них герои данного обзора пользуются особым почетом и уважением. Итак, позвольте объявить: кларнетист/саксофонист Георг Михаэль Рейсс (р. 1956) и аккордеонист Том Карлсруд (р. 1961). Оба - выпускники Норвежской Академии Музыки (Рейсс к тому же еще и воспитанник лондонской Школы искусств Гуилдхолла) и заядлые исследователи корневого фольклора - как нордического, так и других региональных подвидов. Знакомство двух уникумов состоялось в 1983 году, на почве крайнего интереса к клезмеру (бытовая музыка восточноевропейских евреев). Первой совместной работой новоявленных друзей явилась концертная программа для звезды еврейского кабаре "Over Byen" - певицы Бенти Каан. Позднее оба инструменталиста вошли в состав Цыганского оркестра Gjertruds. А в середине девяностых не дающий покоя творческий зуд подтолкнул Георга и Тома к записи альбома, инспирированного многообразием их этнических увлечений. Благо, умелец Карлсруд к означенному моменту выбился в звукоинженеры и успел обзавестись собственной рекординг-компанией Lærdal Musikkproduksjon...
При скромном наборе инструментальных средств и эпизодическом привлечении сессионных исполнителей дуэту в итоге удалось претворить в реальность на редкость увлекательную соническую мозаику, практически лишенную недостатков. "Streif" - это в первую очередь яркое мелодическое путешествие, берущее исток у каменистого подножия заповедных гор муниципалитета Lærdal (графство Sogn og Fjordane, Западная Норвегия). Именно отсюда исходит умиротворенный мотив "Ho sete, ho sete pao Hammarsete", принятый господами-артистами за точку отсчета. Тактика и впрямь замечательная, поскольку дышащий природной чистотой колоритный этюд обеспечивает слушателю точную настройку на волну Георга с Томом и примкнувшего к ним Давида Гальда (туба). Пряный аромат номера "Ai Azim" уносит нас в цветущую долину Арарата, ибо в фундаменте композиции лежит традиционный армянский наигрыш; тут компаньонам помогают Эрган Коцабас (дарбука) и Сатилмиз Яйла (саз). Далее следует невероятно душевная, до слез трогающая миниатюра "Schtiller, schtiller", рожденная в вильнюсском гетто ненастным апрельским днем 1943 года (отдельное спасибо гостю - контрабасисту Фроде Бергу). "Måneskinnsserenade" - дань уважения музыкальному наследию венгерских цыган, тончайшей выделки вальс, воплощенный при участии струнного квартета. В произведении "Sonja" искуснейшим манером увязываются воедино неспешные, меланхолично-минорные аккорды, позаимствованные авторами у жителей Тронхейма, и исключительно задорные клезмерские позывные. Характерная иудейская грустинка питает элегическую пьесу "Rememberence", но зато после нее инструменталисты устраивают плясовой тарарам в духе обитателей польского (или западноукраинского) местечка ("Galitzianer tanztl"). В несколько атмосферном сочинении "Nigun" северные затейники обращаются к хасидскому мелосу, дабы по прошествии времени, с первыми тактами "I gamle daga / Da va ein gute" вновь вернуться на землю предков. Заключительная фреска "Hvor det blir godt å lande ved Jesu Kristi bryst" - возвышенный парафраз старинного религиозного псалма с уместной партией синтезатора от Тома Карлсруда...
Резюмирую: удивительный и по-настоящему оригинальный релиз, послуживший в будущем опорным пунктом для изумительного проекта Streif. Очень рекомендую.
Резюмирую: удивительный и по-настоящему оригинальный релиз, послуживший в будущем опорным пунктом для изумительного проекта Streif. Очень рекомендую.
Комментариев нет:
Отправить комментарий