12 дек. 2011 г.

Opus 5 "Contre-Courant" (1976)

На канадской арт-сцене талантов всегда хватало. В достопамятный период семидесятых здесь существовал собственный прогрессивный Олимп, населенный командами-титанами вроде Harmonium, Maneige и прочими ансамблями - калибром поменьше, но все равно вызывающими стабильный интерес у слушателей. И вот к этому сонму блистающих светил в какой-то момент примкнула маленькая сверкающая звездочка под названием Opus 5. Костяк формации из Монреаля составляла пятерка музыкантов: Оливье дю Плесси (фортепиано, синтезатор, клавесин, электропиано, орган Hammond B3, ARP Solina String Ensemble, вокал), Люк Готье (гитары, вокал), Серж Ноле (флейта, вокал), Кристиан Леон Расин (бас, вокал), Жан-Пьер Расико (ударные, перкуссия). Технический уровень ребят был на удивление высок, так что им без труда удалось заключить контракт с лейблом Quality's Celebration (там как раз искали замену "первачам" - легендарным Harmonium, ушмыгнувшим под крыло мэйджора CBS). В итоге именно эта контора выпустила дебютную программу Opus 5 под названием "Contre-Courant".
Кажется, уже по начальным тактам пролонгированного вступления "Le Temps Des Pissenlits" можно получить представление о том, что поджидает нас при детальном знакомстве с творчеством бэнда. Да, Opus 5 - стойкие приверженцы высокого симфонического "штиля", столь любимого подавляющей массой прогрессоров. Вот только зачислять их в когорту "чистых" неоклассицистов - решение в корне неверное, ведь саунд-палитра коллектива хороша прежде всего непредсказуемостью. Но вернемся непосредственно к альбому. Элегийное интро, построенное на диалоге фортепиано и флейты, сменяется мрачновато-наступательными рок-аккордами, шаловливыми игровыми эпизодами, воздушным напевным многоголосием, мозаичными вкраплениями электроакустических фьюжн-элементов и рядом других любопытных инструментальных слоев, уложенных в тщательно продуманную композиционную цепочку. Сочиненный гитаристом Готье 11-минутный эпик "Il Était Magicien" отдаленно напоминает занимательные ритмические шарады англичан Gentle Giant: максимально частое варьирование темпа, резкие развороты сюжетных линий в сторону джаз-роковой тоники... При этом параллельно наличествуют лирические пассажи вкупе с аттракционно-цирковыми маневрами, родственными приемам из обширного арсенала средств маниакальных шведов Samla Mammas Manna. И уж совсем необычно выглядит окончание замечательной пьесы, оформленное в тончайше воссозданном оркестровом ключе (большой привет The Enid!). Иными словами, уникальная звуковая амальгама, несущая в себе изрядную порцию интриги. Менестрельские мотивы в интродуктивной фазе номера "Les Saigneurs" отдают рассудочной меланхолией, однако развитие его протекает по достаточно бодрому руслу (чему способствуют дурашливые речитативы), хоть и с минорным оттенком. Тут же имеют место "заточенные" под условно средневековую манеру хоральные вокализы; усиленные мастерским свингом отголоски прогрессивного регтайма; окруженное романтическим ореолом франкоязычное пение + пара-тройка особого рода сюрпризов. Традиции ренессансных площадных выступлений находят отклик в контексте замысловато расписанного этюда "Le Bal", содержащего необарочные позывные клавесина, театрально-драматические экзерсисы, обильные шансонные откровения и кружевные арт-аранжировки с неизменной примесью джаза. Финальный сложно сконструированный кунштюк "Contre Courant" вызывает прямые аналогии с закрученными полотнами тех же Gentle Giant, что не мешает восторгаться фантазией Оливье дю Плесси, единолично придумавшего столь изобретательный эскиз.
Резюмирую: роскошная мегастилевая прог-панорама, сработанная с исключительным профессионализмом и редкостной артистичностью. Очень рекомендую.

Комментариев нет: