9 февр. 2019 г.

Música Urbana "Iberia" (1978)


У ансамбля Música Urbana особое положение в иерархии испанского прога. Даже если не брать в расчёт синтетический характер их музыки (среднее арифметическое между джазом, роком и каталанской фольклорной традицией), нельзя обойти вниманием уникальное единение многогранных творческих личностей. С фигурой композитора Жуана Альберта Амаргоса (клавишные, альт- и сопрано-саксофоны, кларнет/бас-кларнет, художественный свист) всё более или менее понятно: симфонист, классик, маститый, заслуженный и т.д., и т.п. Второй по степени значимости участник группы, басист Карлос Бенавент (экс-Máquina!), впоследствии работал с Пако де Лусией, Майлзом Дэвисом, Чиком Кориа и прочими корифеями мировой сцены. Гитарист Жорди Бонелль (Secta Sònica) в 1987 г. основал секстет Azúcar Imaginario, с которым удостоился премии за лучшую джазовую запись года. Флейтист Жаума Кортаделлас много и плодотворно взаимодействовал с камерно-симфоническими оркестрами, трудился на ниве звукового оформления театральных спектаклей, не отказывая себе в удовольствии сотрудничать с "народниками", "психоделистами" и "артовиками". Ударник Сальвадор Фонт в 1970-е был весьма заметной персоной в барселонских прог-роковых кругах, а позднее примкнул к отцовскому коллективу Mantequilla и с головой погрузился в чистый джаз.
Свою вторую пластинку Música Urbana фиксировали расширенным составом – с исполнительницей на кастаньетах Авророй Амаргос и американским трубачом/флюгельгорнистом Мэттью Саймоном. Что закономерно привело к обогащению и без того насыщенного саунда. Альбом "Iberia" – это пять великолепных пьес, демонстрирующих мастерство, удаль, страстность и глубину мысли его создателей. В открывающем программу треке "En buenas manos" авторства Бенавента крупная басовая пульсация тонет в темпераментных, сугубо испанских мотивах брасс-секции. К третьей минуте действа торжественная интонация сменяется загадочным полуночным фьюжн-мерцанием, однако развязка инструментального сюжета выполнена в ключе заданного прологом темпоритма. Номер "Invitation au «xiulet»" подобен пёстрому каскаду настроений. Сперва нас баюкают меланхоличной, слезящейся тёплыми "джазинками" мелодией. Затем бесцеремонно бросают в киношную круговерть бурлеска, где полижанровость – непременное условие и квазиэстетическая категория, возведённая в ранг абсолюта. Как бы там ни было, вещь увлекательная, интригующая, с доброй порцией "изюмин" разнообразного свойства. Классицистический посыл "«Pasacalle» de nit" теряется в ироничной аранжировке: виртуозное наяривание дона Карлоса на мандолине, чириканье флейты, нарочито жирные контрапункты духовых успешно искореняют пафос и без следа уничтожают любые проявления снобизма. В развёрнутой панораме "Pasodoble balear" этнический колорит сопряжён с биг-бэндовым звучанием, пиано-манёвры точны и изящны, а разгульный фламенко-шабаш под занавес ничуть не противоречит парадоксальной внутренней логике произведения. Закрывается релиз эпической темой "Vacances perdudes", уравнивающей в правах туманный релакс с высокочастотным драйвом и массовой свально-инструментальной атакой.
Резюмирую: один из сильнейших прогрессивных фьюжн-актов семидесятых. Удивительный полёт фантазии, не растерявший оригинальности за прошедшие десятилетия. Очень рекомендую.

Música Urbana

2 комментария:

Solowinski комментирует...

А вот это просто блеск! Удовольствие в чистом виде. Богатый инструментарий, темы, развитие - глубокая неодноразовая музыка))

Сергей Уваров комментирует...

Согласен. Обе пластинки Música Urbana – "золотой фонд" прогрессивного джаз-рока.